"Пикассо в России больше, чем Пикассо", - заметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова. Выставка из собрания Национального музея Пикассо в Париже открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках программы "Год России во Франции и Год Франции в России 2010".
В России в начале ХХ века Пикассо был символом нового искусства, загадкой, которую необходимо разгадать, тайной, чье раскрытие обещает понимание настоящего и будущего. Его знали благодаря коллекции Сергея Щукина, открытой для публичных просмотров. О произведениях Пикассо писали философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков. В парижскую мастерскую к нему стремился попасть Татлин, предлагая себя в качестве то слуги, то натурщика. Без него невозможно понять поиски русских кубистов и футуристов... В 1956 году именно выставка Пикассо на Волхонке, организованная при содействии Ильи Эренбурга, который был дружен с художником, стала таким же знаком "оттепели", как публикации произведений Дудинцева, Солженицына, Булгакова... То давнее "возвращение" Пикассо было как распахнутое окно, открытое в огромный мир искусства ХХ века. В этот мир начало свое движение новое русское искусство: от художников Лианозовской группы до Эрнста Неизвестного...
Нынешняя огромная экспозиция (240 экспонатов, в том числе скульптуры, графика, керамика, рисунки, гравюры) - это, если угодно, портрет Пикассо в полный рост. Портрет, позволяющий проследить основные этапы творчества, увидеть знаменитые работы, открыть для себя художника - "живого, а не мумию". Изменчивого, непредсказуемого, жаждущего не проповеди - диалога. Художника, который сказал о себе: "Я как река, которая продолжает течь, увлекая за собой выкорчеванные потоком деревья, издохших собак, разного рода отбросы и зловонные миазмы. Я тащу все это и не останавливаюсь. Меня интересует развитие живописного языка, исполненный драматизма прорыв от одного видения к другому, даже если такой прорыв не завершен. (...) У меня остается все меньше и меньше времени, а сказать хочется все больше и больше. Видите ли, я достиг той стадии, когда движение мысли интересует меня больше, чем сама мысль". Драматизм и движение - это, пожалуй, ключевые слова, которые определяют выставку.
|
Видео: Константин Завражин |
Для него и картина, и скульп тура - это возможность "ввязаться в драматическое действие" с непредсказуемым исходом. Это всегда поединок - с материалом как минимум. Как максимум - с тяжкой материей реальности. Это прорыв к невозможному, осуществленный, например, в проекте памятника Гийому Аполлинеру, поэту, другу, соратнику, умершему в 1918-м. Памятник из "ничего", из пустоты, из линий, прочерченных в пространстве железными прутьями. Как линия организует плоскость чистого листа, так железные контуры фигуры выстраивают "сверхреальность" пространства вокруг статуи. Взгляд зрителя, его воображение становятся столь же важным "строительным" материалом статуи, как железо.
Мощный поток, который увлекает художников ХХ века (Пикассо не исключение), - это движение к синтезу искусств. Оно проявилось в работе над знаменитым дягилевским балетом "Парад", либретто которого написал Жан Кокто, а Пикассо создал занавес, декорации и костюмы. Но еще ярче оно сказалось в скульп турных работах художника и его керамике. Для Пикассо, кажется, не существует разделения на "монументальное" искусство и живописное. Как известно, африканские скульптуры в музее этнографии Трокадеро, которые Пикассо увидел в 1907 году, определили будущее знаменитых "Авиньонских девиц". Работая на склоне лет в керамической мастерской, он превращает найденный черепок с ручкой кувшина в гротескный портрет. Так же легко он преодолевает двухмерность листа: его "Стул" конструируется из листов железа, словно из бумаги.
Коллекция парижского музея Пикассо включает только те вещи, с которыми художник не захотел расставаться. Например, свои скульптуры художник показывал только избранным посетителям и соглашался на разлуку с ними очень редко. Достаточно сказать, что при жизни мастера они были показаны публике единственный раз - в 1966 году. В России в таком объеме скульптурное наследство Пикассо показывается впервые.
Кстати
Подробный каталог (достаточно дорогой - 1500 руб.), который сопровождает выставку, позволит зрителю продолжить диалог с великим мастером ХХ века и за стенами музея. Но драгоценную возможность увидеть подлинники его лучших работ в Москве упустить нельзя. Выставка продлится до 23 мая.