Зампред Комитета Госдумы по энергетике: Есть два основных варианта вкладывать деньги в инновации

Какие законы помогут развивать экономику высоких технологий? Эту важную проблему проанализировали член Президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев.

Льготы - за технологии

Михаил Барщевский : Иван Дмитриевич, за вами закрепилась репутация специалиста по инновационным законам. О чем они, в чем их специфика?

Иван Грачев : Существует две исходные. Первое - мы становимся сырьевой страной. Доля высокотехнологичной продукции, которую Россия продает на внешних рынках, упала за последние 10 лет примерно в 3 - 5 раз. Второе - мы становимся сырьевой страной объективно и естественно, потому что на наше сырье существует огромный спрос. Годовой спрос на российское сырье: нефть, лес, газ, металл и все остальное - это примерно триллион долларов. А годовой спрос на все наши знания: технологии, программы, военные разработки, патенты - на уровне десяти миллиардов долларов. Асимметрия стократная! Без создания перераспределительных механизмов мы не можем продвигаться к экономике знаний.

Барщевский : То, о чем вы говорите, регулируется достаточно просто - через налоги, например, или льготы. А в чем специфика законов?

Грачев : Существует два основных варианта вкладывать деньги. Первый - через бюджет. Например, дать деньги "Роснано". Второй - налоговые преференции. Там, где речь идет о знаниях, вероятность найти правильный проект невысока, поскольку рыночную стоимость знаний оценить чрезвычайно трудно. Даже не в коррумпированной стране при прямом бюджетном финансировании только один из десяти проектов будет действительно инновационный и успешный. А в коррумпированной успешным будет примерно только один процент. Основным вариантом остается развернутая система налоговых преференций. Не конструкция учреждений, которые будут раздавать деньги, а конструкция алгоритмов, по которым действительно инновационные предприятия будут получать налоговые преференции.

Барщевский : Но оценивать же это тоже будут чиновники.

Грачев : Законодатели. В 1993 году я указал в законе, что малое предприятие - до 100 человек (сейчас до 200 человек) плюс определенные ограничения. Тогда оно автоматом получает налоговые преференции. Здесь должно быть точно так же.

Барщевский : Каким вы видите объективный критерий для определения инновационных предприятий?

Грачев : Это первая и главная часть закона, вокруг которой идет спор. "Единая Россия" настаивает на том, чтобы вложения осуществлялись через бюджет. "Справедливая Россия" ставит во главу налоговые преференции. В этом случае следует жестко определить, что такое инновационное предприятие и инновационная деятельность. Это можно сделать только через хорошо формализованные знания. Есть же понятие интеллектуальной собственности.

Барщевский : Например?

Грачев : Если это патент, необходимо установить, что: во-первых, само патентование, во-вторых, организация технологий на основании этого патента, в-третьих, оснащение производства, в-четвертых, производство товара, и дальше - его продажа, то есть вся эта цепочка - это инновационная деятельность.

Барщевский : А если предприятие покупает патент, оно тоже становится инновационным?

Грачев : В нашем законе пока зафиксировано, что для этого подойдут любые патенты: и наши, и иностранные. Моя точка зрения - надо было ограничиться только нашими патентами.

В налоговую - с патентом

Барщевский : Я уже вижу путь для того, чтобы обойти закон. Некое предприятие, например шиномонтажная мастерская, покупает патент на станок, вулканизирующий покрышку, не снимаемую с автомобиля. Но сам станок не покупают, занимаются ремонтом по-старому, а льготу налоговую уже имеют.

Грачев : Используется ли патент в технологическом процессе или нет, проверяется просто.

Барщевский : И что происходит, если налоговая льгота получена, а патент не используется?

Грачев : Патент уже должен использоваться в производственной цепочке. Кто патентует, тот инноватор по определению. Он обладает знаниями, с помощью которых делает патенты, ноу-хау, образцы, товарные знаки, штаммы и т.д., весь набор, который зафиксирован на данном этапе.

Барщевский : То есть вначале нужно доказать, что патент используется?

Грачев : Более того, это должна быть доминирующая деятельность. Вокруг этого тоже много споров. Есть международное определение того, что такое инновационная деятельность. Я с ним не согласен и даю существенно более жесткое и узкое определение инновационной деятельности.

Барщевский : И как оно звучит?

Грачев : Если совсем грубо, это деятельность по трансформации знаний в деньги. А в законе "инновационной деятельностью называется деятельность, направленная на трансформацию должным образом формализованных знаний", и дальше следует перечисление.

Барщевский : Патент, ноу-хау?..

Грачев : Да. И реализации их в товаре.

Барщевский : Из того, что вы сейчас сказали, я понимаю, что такой закон не будет принят еще лет десять.

Грачев : Ему семь лет, еще три года осталось. На встрече с президентом мне показалось, что выбирая между прямыми бюджетными инвестициями и организацией налоговых преференций он все-таки выбрал последнее.

Наука зарабатывать

Барщевский : Сколько лет вы уже депутат?

Грачев : С 1990 года. Вначале татарский депутат. С 1993 года депутат Государственной Думы.

Барщевский : А чем вы занимались до того, как стали депутатом?

Грачев : Был физиком. Работал начальником отдела. У меня были свои изобретения, патенты. Я эту "кухню" хорошо знаю, могу оценить, как все это работает.

Барщевский : Не секрет, что слово депутата от "Единой России" звучит громче, чем депутата "Справедливой России". Почему вы не пошли в "Единую Россию"?

Грачев : "Единую Россию" я воспринимаю как дополнение к вертикали власти, как партию чиновников. Я ни по происхождению, ни по образу мыслей не чиновник.

Барщевский : При обсуждении ваших чисто практических законопроектов, вот этого, например, по инновационной деятельности, происходит политизация процесса?

Грачев : Безусловно. В свое время "Единая Россия" отложила его рассмотрение, потому что не могла публично признать, что у них ничего подобного нет. Они полагали, что быстро создадут рабочие группы и разработают свою концепцию. И вот уже семь лет как наш законопроект не выносится на обсуждение, и никаких конкурирующих до сих пор нет.

Барщевский : А бывает, что правительство готовит законопроект, а вносит его через депутата?

Грачев : Так происходит с одиозными законами или законами, по которым внутри правительства нет единой позиции, например, по фондовым рынкам. Но бывают ситуации, когда правительству действительно необходимо срочно внести законопроект. Процедура согласования там достаточно сложная, а с учетом административных реформ с каждым годом становится все сложнее. В этих случаях они всегда стараются сколотить группу из разных партий и действуют через депутатов.

Барщевский : Это эффективный и разумный метод?

Грачев : С моей точки зрения, обязательный. Например, на днях на Комитете по энергетике обсуждалась проблема неплатежей и задолженностей. Такие вопросы надо решать немедленно.

Барщевский : Это обсуждение на комитете началось с подачи правительства или это сами депутаты всполошились?

Грачев : Бывает, что депутат, который понимает, что ему надо быстро провести законопроект, ищет союзников в правительстве. Бывает, наоборот, правительство видит проблему, в данном случае с неплатежами, и обращается в Комитет по энергетике, чтобы ускорить решение.

Барщевский : Представьте себе, что на полчаса вы стали президентом России. Три указа, которые вы успеете подписать?

Грачев : Без всякого сомнения, о резком снижении налогов для всех предприятий, прежде всего малых. Для инновационных полностью бы отменил налоги. Это, кстати, стоит совсем мало.

Барщевский : На какой-то срок, видимо?

Грачев : На пять лет. Следующий указ, наверное, все-таки о системе власти. Существуют меры, которые даже в нынешней ситуации позволили бы сделать систему существенно более конкурентной. Например, оппозиция предлагает, давайте все избиркомы сделаем на паритетных условиях, как на Украине. Никакая Европа уже не может сказать, что выборы там были нечестными.

Барщевский : Третий?

Грачев : Специально что-нибудь для науки. Я сам из этой среды и считаю, либо у нас вообще кончится наука и мы окончательно перейдем в сырьевые страны, либо мы все, что осталось, мобилизуем.

Барщевский : Иван Дмитриевич, у меня сакраментальный вопрос. А чем плохо быть сырьевой страной?

Грачев : Я читаю лекции по экономической физике группе студентов Московского физико-технического института и не хочу, чтобы существенная их часть уже к концу моего курса искала работу в Соединенных Штатах.

Барщевский : Почему в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Кувейте живут себе, богатеют и радуются? Их дети учатся в лучших вузах за границей и возвращаются обратно домой. Почему мы, как всегда, пытаемся делать и то, и другое?

Грачев : Если мой сын станет физиком, ему не будет хорошей работы в такой стране. А мне бы хотелось, чтобы он работал и зарабатывал в России.

Барщевский : Это уже патриотизм, а не экономика.

Грачев : В любых оценках есть субъективный момент.

Государственная Дума

103265, Москва, улица Охотный Ряд, дом 1

E-mail: stateduma@duma.gov.ru

Отдел по работе с обращениями граждан (приемная Государственной Думы, 103265, Москва, улица Моховая, дом 7)