С лета 2010 года начнется стажировка около тысячи учителей со всей России. Это одно из решений, принятых по итогам прошедшего в Хабаровске выездного заседания президиума Союза ректоров России.
Его руководитель Виктор Садовничий с коллегами предприняли столь дальнюю командировку, чтобы обсудить с учительской корпорацией региона национальную образовательную инициативу "Наша новая школа". Для Дальнего Востока тема модернизации образования имеет особое значение. С одной стороны, растет внимание к региону и его материальная составляющая: капитальные вложения в экономику региона в 2009 году составили более 70 процентов к уровню валового регионального продукта. А с другой - Дальний Восток продолжает терять население, примерно по 15 тысяч человек в год. Не в последнюю очередь это связано с тем, что здешние вузы готовят специалистов, которые не соответствуют рабочим местам, возникающим в экономике.
Впервые работников школ и вузов собрали вместе, чтобы помочь осознать, как они далеки в своей работе друг от друга.
- Все вузы считают, что очень хорошо учат. А их выпускники не устраивают экономику потому, что из школы в вуз пришли не самые лучшие ученики, - обрисовал ситуацию замминистра образования и науки РФ Исаак Калина. - Школа в свою очередь винит
детсад. В итоге каждый ищет решения проблемы на "чужом поле".
Он заметил, что модернизацию в школах воспринимают как революцию, между тем это явление постоянное и вызвано меняющимися условиями. Каковы эти условия?
Во-первых, сегодня уже нет отбора учащихся школ, как это было ранее, она стала общедоступной, "школой для всех". Для родителей она потеряла самоценность, ее рассматривают как ступеньку в вуз. Во-вторых, нет отбора и учителей и не будет, поскольку общество не может позволить себе такую роскошь: талантливого ученого направлять не в науку, а в класс.
Во-вторых, объем нужных учителю компетенций постоянно растет, появляется новое оборудование, необходимость в полипредметности, а сегодняшний учитель стал хозяином "предметного коридора".
- Так и хочется сказать "коридоры кончаются стенкой", - вспомнил стихи поэта чиновник. По его словам, школа должна формировать инновационную среду, в которой выпускнику предстоит учиться в вузе: не может быть инноваций в промышленности, если их нет в школе. Но сами по себе учителя новой формации не появятся, это задача системы повышения квалификации.
Как результат обсуждения, в Хабаровске с лета 2010 года начнется стажировка около тысячи учителей со всей России. Начнут с педагогов Камчатки.