Жители Бийска скоро смогут пожаловаться на чиновников в режиме онлайн, получить ответ о рассмотрении жалобы, заполнить бланки документов в электронном виде и даже оплатить госуслуги, не выходя из дома.
Первую очередь "электронного муниципалитета" планируют запустить уже в текущем году. Перевести бюрократию алтайского наукограда на современные рельсы поручено аспиранту Бийского технологического института Виктору Кудрявцеву. За проектирование и разработку информационного портала он отвечает "головой", ведь это его диссертационная работа. Помогает ему команда программистов-студентов.
Сначала пришлось провести анкетирование чиновников на предмет изучения их деятельности, автоматизацию работы отделов администрации, создание внутреннего и внешнего порталов. Ведь до сих пор информация об оказании услуг населению передается, как правило, в бумажном виде. IT-специалисты разводят руками: на дворе XXI век, за державу обидно! Так что главная задача программистов - сделать информационный портал, максимально удобный как для работников администрации, так и для населения.
- В Сибири такого "электронного муниципалитета" еще нет, - рассказывает Виктор Кудрявцев. - А в целом в стране всего 7 процентов муниципалитетов обладают возможностями оказания информационных услуг в электронном виде.
- Наша фишка заключается в соединении внутреннего портала с внешним, - увлеченно рассказывает Виктор Кудрявцев. - Обновив информацию на своем портале, сотруднику администрации не придется каждый раз вносить тот же самый текст на сайт муниципалитета, доступный горожанам.
В идеале планируется автоматизировать все процессы оформления документов и создать службу единого окна. Так, чтобы все лицензии, справки, выписки, паспорта и прочие документы можно было получать в кратчайшие сроки и в одном месте. На обновленном сайте горадминистрации появится раздел "Жизненные ситуации", чтобы подсказать пользователям, как именно они могут воспользоваться новыми возможностями.
- Постараемся создать механизм электронной цифровой подписи для юридических лиц, а для тех, у кого дома нет Интернета, возможность использовать платежные терминалы, которых в городе предостаточно, - поясняет заведующая кафедрой информационных систем БТИ, создатель первого в Бийске интернет-портала Ольга Кудряшова. - Через терминал можно будет узнать, какие для получения госуслуги необходимы документы, платежные поручения, сроки, причины отказа, возможность обжалования, оплата - все, на что мы порой тратим полжизни. А ведь сегодня можно купить, например, электронный авиабилет или заказать товар через Интернет, так что пора прекращать стоять в очередях на прием к чиновнику.