Этот зримый результат совместного труда занимает целый книжный шкаф. Как-никак, из-под пера преподавателей белорусских и российских университетов вышло 11 учебников, 9 учебных пособий, один справочник, и все - на тему машиностроения. К тому же, каждый том имел 3 - 4 дополненных и улучшенных издания. Общий тираж - многие десятки тысяч экземпляров. Но это - лишь количественная сторона дела. Качественная еще важнее. Группа профессоров Белорусского национального, Алтайского государственного технических университетов и нескольких других вузов создали уникальный интеллектуальный комплекс, благодаря которому получили и получают высококлассную профессиональную подготовку сотни тысяч инженеров и техников Беларуси, России и других стран. Огранку этого титанического труда взял на себя общепризнанный авторитет в области машиностроения, академик Национальной академии наук Беларуси Петр Ящерицын. Вне сомнения, таким учебникам уготована длинная жизнь.
А начиналось все в 1999 году, когда группа ведущих педагогов выразила обеспокоенность качеством подготовки инженеров-механиков, особенно в периферийных вузах. Главную причину они видели в отсутствии учебников и пособий, справочников, которые обобщали бы новейшие научные достижения и производственный опыт и в то же время были написаны доступным языком, с учетом современных педагогических представлений.
- Отсутствовал, например, комплекс взаимосвязанных, единообразно отредактированных учебников и пособий по общетехнической и специальной подготовке дипломированных специалистов с высшим образованием для конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных и восстановительных производств, - вспоминает руководитель межвузовского авторского коллектива, профессор БНТУ Вадим Горохов, - которые были бы пригодны для самостоятельной работы студентов, курсового и дипломного проектирования. Между тем современная учебная литература должна отражать новейшие методы автоматизированного конструирования изделий, опираться на весь арсенал математического аппарата, отражать научные основы метрологической науки в вопросах взаимозаменяемости, стандартизации - список необходимого можно продолжать достаточно долго.
Восполнить пробел и решил коллектив из пяти российских и трех белорусских преподавателей (российскую подгруппу возглавляет профессор Виктор Вагнер). Что позволило взяться за решение сверхзадачи? Очевидно, то, что каждый из них - основатель авторитетной научной школы, которому есть чем поделиться с учащейся молодежью. В соответствии со своей специализацией участники проекта распределили темы и приступили к работе. Но важно отметить и поддержку Постоянного Комитета Союзного государства. Написание комплекса учебников и пособий по машиностроению легло в основу соответствующей союзной программы. По мере готовности эта литература издавалась в России тиражом, учитывающим и потребности Беларуси. Получается и быстрее, и дешевле.
- Все эти издания составлены так, что приемлемы для самостоятельного изучения, - отмечает одно из достоинств коллективного труда проректор БНТУ Георгий Вершина. - Что очень важно при заочном и дистанционном образовании. В то же время уровень учебников и пособий настолько высок, что они являются ценным подспорьем в работе преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, системы профтехобразования, инженеров-практиков. При этом учтены учебные планы, официально утвержденные как в Беларуси, так и России. Собственно, учебники и пособия и печатаются под грифами министерств образования двух стран.
Трудно перечислить все положительные отзывы, которых удостоилась совместно написанная учебно-методическая литература. Она востребована и на Украине, в Казахстане, Молдове, ряде восточноевропейских стран. Пожалуй, что-то равное по масштабам поставить рядом будет непросто. И не случайно Алтайский государственный технический университет Министерства образования и науки России выдвинул интернациональный цикл учебников и пособий по машиностроительным направлениям на соискание премии Правительства Российской Федерации в области высшего образования 2010 года. Эту инициативу поддержали посольство России в Беларуси, Постоянный Комитет Союзного государства, многие белорусские и российские вузы.
- Жизнь свидетельствует о большой ценности и востребованности результатов многолетнего творческого труда совместного авторского коллектива, - справедливо отметил начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Беларуси Юрий Миксюк. - Белорусская сторона считает: этот труд, без сомнения, заслуживает высокой награды российского правительства. Однако примеров сотрудничества преподавателей и ученых двух наших стран много и будет еще больше. Чтобы его по достоинству оценить, требуется, на мой взгляд, учредить премию Союзного государства в области образования.
Однако как же преподаватели университетов, расположенных так далеко, нашли друг друга? Как это часто бывает, сказался личный фактор. Вадим Горохов, сибиряк по рождению, в свое время окончил Алтайский технический университет, 12 лет отработал на местном приборостроительном заводе, стал там кандидатом наук. А потом защитил докторскую диссертацию в БНТУ, где с 1990 года занимает по конкурсу преподавательскую должность. Но связей с альма-матер не теряет. Более того, всячески способствует укреплению отношений вузов Беларуси и России. К примеру, в минувшем декабре в Кузбасском государственном техническом университете с участием БНТУ прошла международная научно-практическая конференция по машиностроительной тематике. А в мае аналогичный форум состоится в Минске. Там, в частности, за "круглым столом" будет обсуждаться подготовка очередного белорусско-российского учебно-методического пособия.