На постсоветском пространстве Россия является весьма привлекательной страной для тех, кто ищет высокие заработки. Это касается и выходцев из Беларуси. Однако понадобился не один год напряженных усилий специалистов в области трудовых и социальных отношений, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, прежде чем соответствующие законодательные акты двух стран были гармонизированы и белорусские рабочие и инженеры, оказавшиеся на российских предприятиях, почувствовали себя не обделенными по сравнению с коллегами.
Это лишь один из типичных примеров, чего удалось достичь благодаря реализации ряда союзных программ, направленных на сближение законодательства в социально-трудовой сфере и уровня социальных гарантий в Беларуси и России. Важность этой работы трудно переоценить. Так что не случайно главы двух государств, принимая первые интеграционные документы, изначально уделили этой фундаментальной тематике особое внимание. Она нашла отражение в программе действий по выполнению Договора о создании Союзного государства. В соответствии с ней были разработаны концептуальные основы его социальной политики, а затем концепция социального развития на период до 2010 года. Во исполнение этих требований сейчас реализуется уже третья союзная программа по сближению социально-трудового законодательства Беларуси и России, завершающаяся также в конце нынешнего года. Что в этой сфере сделано, а что еще предстоит сделать? Эти вопросы обсуждались на прошлой неделе на заседании совместной рабочей группы представителей Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения и социального развития России и Постоянного Комитета Союзного государства. Следующий отчет руководителям этих ведомств предстоит держать уже 16 марта перед руководителями Совета Министров Союзного государства в Бресте.
- Такие рабочие совещания, как состоявшиеся в Минске, позволяют уточнить и конкретизировать выполнение мероприятий, запланированных союзной программой, - пояснила корреспонденту "СОЮЗа" заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Ольга Виноградова. - В этом есть насущная необходимость. Программа была утверждена три года назад, а разработана еще за несколько лет до того. С тех пор законодательство и ситуация в наших странах существенно изменились, назрела потребность в корректировке нашей работы, чтобы программа была полностью выполнена с конкретным положительным результатом.
Актуальность этой деятельности не снижается. Дело в том, что и после 2002 года, когда была принята первая союзная программа унификации трудового и социального законодательства, оно в двух странах в ряде случаев развивается по разным направлениям. И это надо учитывать. Ведь, с другой стороны, развивается и единый рынок труда, причем в условиях экономической глобализации и нелегальной миграции трудовых ресурсов, что испытывают на себе как Россия, так и Беларусь. Жизнь постоянно выдвигает подобные вопросы. Пути их разрешения были рассмотрены и на заседании рабочей группы в Минске.
Возьмем, к примеру, охрану и безопасность труда. Было решено разработать единый технический регламент о средствах индивидуальной защиты. Проблема, которая к этому подтолкнула, очень важна. Сейчас рынок России и Беларуси наводнен несертифицированными, но дешевыми импортными изделиями. И хотя качество зачастую не выдерживает критики, их чаще всего и приобретает работодатель. Расплачиваться за скупость приходится подчиненным. Поэтому предполагается разработать нормативный документ, регламентирующий стандарт изделий, обеспечивающих охрану и безопасность труда в различных отраслях экономики. И закупать иные руководитель предприятия уже не сможет. Предполагается, что новация будет разработана, согласована и введена в действие в нынешнем году.
Еще одна важная тема - регулирование вопросов социального партнерства и заключение коллективных договоров. Желательно, чтобы они в Союзном государстве также базировались на стандартах, отвечающих общим условиям. Недавно в России и Беларуси приняты законодательные акты, регламентирующие эту сферу. Представители соответствующих национальных организаций подготовят предложения, как привести ситуацию к общему знаменателю. При этом белорусские и российские специалисты будут разрабатывать наиболее близкие им темы, чтобы избежать дублирования.
Аналогично будет идти формирование единых подходов оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах, где также актуальна потребность в анализе и гармонизации нормативных актов. Это необходимо для обеспечения равных возможностей гражданам Союзного государства. Унификация коснется минимальной оплаты труда, его нормирования, понятий о вредности производства. Словом, нужны единые квалификационные требования. По отдельным профессиям их будут разрабатывать в Беларуси, по другим - в России.
- Все это убеждает в том, что актуальность гармонизации трудового законодательства Беларуси и России сохраняется, - продолжает О. Виноградова. - Представители социально-трудовых министерств двух стран намерены продолжить сотрудничество в рамках очередной союзной программы, настала пора разрабатывать ее концепцию. Важным событием станет международная научно-практическая конференция по охране труда в разных сферах деятельности, которую предполагается провести в следующем году в Беларуси с широким привлечением представителей российских регионов. Идет также согласование предложений по разработке концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы.
Так шаг за шагом создается единое белорусско-российское поле социально-трудовых отношений.