Генпрокуратура, СКП и депутаты Госдумы намерены разобраться с резонансным ЧП на МКАД

Новый поворот вчера получила громкая история на Московской кольцевой автодороге, где сотрудники ГИБДД устроили живой щит, чтобы остановить машину с преступником.

Следственное управление СКП РФ по городу Москве по результатам доследственной проверки возбудил уголовное дело - сотрудникам столичного ГИБДД инкриминируют злоупотребления должностными полномочиями. Свою оценку действиям подчиненных уже дал глава милицейского ведомства Рашид Нургалиев, назвавший недопустимым использование личных автомобилей и людей в качестве "живого щита" для задержания преступников.

Напомним, что сначала в ГИБДД опровергали факт создания заслона из случайных машин. Там говорили, что инспекторы просто перекрыли движение по МКАД и не создавали никакого "живого щита". Однако позже глава милицейского главка Москвы Владимир Колокольцев принес извинения тем автовладельцам, чьи машины пострадали в результате проведения спецоперации "Барсетка". Напомним, что ее организовали сотрудники первого специализированного полка ДПС ГУВД по г. Москве. В результате неудачного задержания подозреваемых пострадали три машины. К счастью, обошлось без жертв.

По результатам предварительной проверки за несоблюдение законности, отсутствие должного контроля за ходом проведения профилактических мероприятий, повлекших негативные последствия, начальник ГУВД освободил от занимаемой должности командира полка подполковника милиции Александра Козлова, а начальнику столичного УГИБДД генерал-майору милиции Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор.

В пресс-службе ГУВД Москвы отметили, что раньше в подобных случаях сотрудники ГИБДД неоднократно использовали свой служебный автотранспорт. Однако в этот раз они попытались перекрыть движение гражданскими машинами. При этом недооценили последствия ситуации, подвергнув реальной опасности жизни их владельцев. Владимир Колокольцев пообещал выделить деньги на ремонт автомобилей из бюджета ГУВД.

Как сообщила вчера официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, организована проверка опубликованных в СМИ сведений об использовании сотрудниками ГИБДД Москвы автомобилей и их владельцев в качестве "живого щита". По ее словам, она поручена прокурору столицы. Из Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России запрошены материалы служебной проверки. По результатам разбирательства Генпрокуратура выяснит, насколько законно действовали сотрудники Госавтоинспекции.

Сегодня громкий инцидент планирует рассмотреть Комитет Госдумы по транспорту. На его заседание приглашен начальник ГИБДД Москвы генерал Сергей Казанцев. Об этом сообщил вчера председатель комитета Сергей Шишкарев. Другой Комитет Госдумы - по безопасности - направил запрос Генпрокурору и министру внутренних дел. По словам первого зампреда комитета Михаила Гришанкова, депутаты просят разобраться в этом действительно беспрецедентном случае.

Корреспонденту "РГ" удалось узнать новые подробности нашумевшего инцидента. Оказывается, ОВД "Гольяново" решило провести спецоперацию по поимке так называемых "борсеточников". На задание отправили сотрудницу отдела - перед преступниками она появилась на престижной машине и якобы случайно забыла в автомобиле сумочку.

Но детали операции по задержанию борсеточников милиционеры, похоже, до конца не продумали. И воров, вытащивших сумку из авто, задержать на месте не удалось. Они выехали на МКАД и помчались в сторону Щелковского шоссе. Не доезжая до автострады, они развернулись и двинулись по встречке в сторону Гольяново. Там проскочили в разрыв разделительного барьера и направились к Ярославскому шоссе.

В ГИБДД Москвы объясняют, что тогда-то и возникла необходимость полностью остановить движение по МКАД. Невольный участник этой операции Станислав Сутягин - водитель "Мерседеса" - рассказал, что инспекторы останавливали машины и указывали, какое положение им занять. Конкретно ему было велено повернуть колеса вправо и чуть проехать вперед. В итоге его далеко не маленький автомобиль занял всю пятую и почти половину четвертой полосы. Если судить по повреждениям, оставленным преступниками, то другую машину - "Волгу" - милиционеры поставили прямо на полосе движения.

По требованиям административного регламента в крайнем случае разрешено в качестве заслона использовать патрульные автомобили. Однако на такой шаг сотрудники ГИБДД не пошли. При острой необходимости регламент предусматривает еще одну возможность задержания транспортного средства: можно устроить заслон из грузовых автомобилей. Использовать в таких целях частный легковой транспорт регламент запрещает.

Кстати

Вчера сотрудники ГИБДД задержали на МКАДе воров-борсеточников. Экипаж первого спецполка ДПС в ходе патрулирования обратил внимание на подозрительную "Вольво". Проверка по базе данных показала, что номерные знаки на иномарке были похищены несколько часов назад. Инспекторы ГИБДД попытались остановить автомобиль, но водитель не подчинился их требованию и увеличил скорость. Тогда сотрудники милиции заблокировали иномарку патрульными машинами и задержали водителя и пассажира. Оба они оказались уроженцами Северо-Кавказского региона. При осмотре машины было обнаружено вещество, внешне похожее на наркотик, а на заднем сиденье - женская сумка. Кроме того, у задержанных изъяли несколько комплектов документов на иномарки премиум-класса, в том числе зарегистрированных в других регионах. Сейчас задержанные проверяются на причастность к совершению грабежей и краж, а также - к инциденту на МКАДе 5 марта.

Комментарии

Владимир Маркин, официальный представитель СКП РФ:

- Руководство Следственного комитета поручило следственному управлению по городу Москве провести процессуальную проверку в отношении сотрудников столичного ГИБДД, устроивших так называемый "живой щит" из автомобилей водителей на Московской кольцевой автомобильной дороге.

В рамках проверки поручено изучить роль каждого из милиционеров в этом происшествии и дать их действиям правовую оценку. Кроме того, следователи будут также выяснять, почему о действиях сотрудников ГИБДД своевременно не были проинформированы следственные органы Следственного комитета.

К сожалению, уже не в первый раз о подобных нарушениях, допускаемых сотрудниками столичной милиции, мы узнаем из средств массовой информации.

Мы и впредь будем внимательно отслеживать появление подобной информации и намерены оперативно, в рамках существующего законодательства принимать все меры для защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

Владимир Федоров, член Совета Федерации, экс-начальник ГИБДД России:

- Сотрудники ГИБДД не имели права использовать легковые автомобили граждан для организации заслона на дороге, и уж совсем недопустимо то, что в машинах находились люди.

Использование транспортных средств для перекрытия проезжей части прописано в Административном регламенте по надзору за движением. Там указывается, что сотрудники ГИБДД вправе применять транспортные средства для остановки нарушителей, но только "свои или грузовые".

К тому же инспекторы ГИБДД должны были объяснить водителям, для чего используются их машины. Больше всего меня, как управленца, возмущает то, что история случилась пятого числа, а известно стало о ней только сейчас. Почему не были написаны рапорты? Почему руководство узнает об этом из СМИ? Это говорит о том, что нарушена система управления нарядами.

Сейчас уволили одного, объявили выговор другому... Но я думаю, что в этой ситуации надо разобраться серьезно, и служебная проверка должна добраться до истинных причин этого происшествия. Я не думаю, что сотрудники ГИБДД пошли на такой шаг по собственной инициативе. Скорее всего кто-то отдал команду, помимо этого инспекторы работали вместе с уголовным розыском... Надо разобраться, кто руководил операцией, вопросов много...

Но однозначно, если ущерб автомобилям был нанесен в результате участия в "живом щите", то по закону МВД обязано выплатить компенсацию.