Как уже сообщал "СОЮЗ", встреча сопредседателей трех советов по сотрудничеству трансграничных соседей российского эксклава - Беларуси, Литвы и Польши - прошла в Калининграде в новом формате. Итогом ее стал ряд инициатив.
О некоторых из них рассказали участники четырехсторонней встречи: губернатор Калининградской области Георгий Боос, сопредседатель российско-белорусского совета - заместитель премьер-министра Республики Беларусь Андрей Кобяков, российско-литовского совета - вице-министр иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичус и российско-польского совета - заместитель министра внутренних дел и администрации Польши Петр Стаханьчик.
- Это первое такого рода мероприятие, оно имеет хорошую перспективу, - с удовлетворением заметил А. Кобяков. - Собираться не тет-а-тет, а таким кругом и обсуждать вопросы взаимного сотрудничества, причем в разных сферах, начиная с экономики, культурных обменов, социальных проектов и заканчивая выстраиванием визовой и тарифной политики, единого энергетического рынка.
Каждый из сопредседателей выделил главную для своей страны тему. Литва озабочена тем, чтобы привести к общему знаменателю европейскую и российскую энергетические системы. Польша заинтересована в скорейшем введении в эксплуатацию долгостроя - пограничного перехода Мамоново - Гжехотки на границе с Россией. Беларусь предложила европейским партнерам присмотреться к опыту своих и калининградских таможенников, которые, по словам А. Кобякова, начали отрабатывать механизм упрощенного контроля перемещаемых через границу грузов - данные вводятся в электронную базу, и нет необходимости их проверять. Для совершения таможенной процедуры достаточно несколько движений руки.
- У нас с 1 июля 2010 года возникнет качественно новая ситуация: между Лиссабоном и Владивостоком будет всего одна граница - Евросоюза и таможенного союза ЕврАзЭС, - рассказал А. Кобяков. - Поэтому требуется в кратчайшие сроки наладить систему уведомлений о прибывающих транспортах на территории сопредельных государств. Думаю, Европейская комиссия подойдет к решению этого вопроса с учетом экономических интересов всех сторон.
Г. Боос сообщил еще об одной идее сопредседателей советов. Они договорились инициировать проведение трехсторонней встречи министров транспорта с руководителями железных дорог России, Беларуси и Литвы для обсуждения и синхронизации тарифных планов. А также для организационных действий по реализации проекта 2К, которые должны быть направлены на создание комфортных условий для перевалки грузов как российских и белорусских - через порты Клайпеда и Калининград, так и транзитных, следующих по территории сопредельных стран в направлении этих портов.
Как заявили участники калининградского "саммита", они готовы поддержать постоянный диалог друг с другом. Решено ежегодно устраивать подобные встречи.