131-й федеральный закон о местном самоуправлении в полной мере действует уже второй год, а вопросов по его поводу меньше не стало.
Понятно, почему. До принятия закона на территории области было немногим более 70 городов и районов. После него появилось 381 муниципальное образование, включая городские и сельские поселения. И каждому положено иметь своего главу и свой совет депутатов. Наивно было бы предполагать, что все муниципальные образования без исключения возглавили люди с опытом управленческой работы и отличным знанием законодательной базы. А между тем груз ответственности на этих людей упал колоссальный. Налоги, бюджеты, межбюджетные отношения... Да и сам закон за время своего существования распух от поправок как минимум вдвое. Отсюда и вопросы.
Депутаты Московской областной Думы еще в прошлом году начали устраивать выездные семинары для представителей советов депутатов муниципальных образований. Чтобы помочь коллегам подтянуть теоретические знания по законодательной базе и собрать с мест практические отзывы о том, как им с этой базой работается. Очередной семинар состоялся в Волоколамске для представителей советов депутатов городских и сельских поселений, входящих в состав Волоколамского, Лотошинского и Шаховского муниципальных районов.
Cамой обсуждаемой стала поправка в закон, уточняющая процедуру перехода от непосредственных выборов к формированию совета депутатов муниципальных образований по принципу делегирования представителей от поселений. Сама поправка не столь значительна и оговаривает в основном досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в том случае, если совет депутатов района не выбирается населением, а формируется из представителей органов власти поселений, входящих в его состав. Но, как показала практика, вопросы до сих пор вызывает сам факт наличия таких вот делегированных советов депутатов. Насколько они оправданны? И какова эффективность назначения еще и руководителя администрации, в случае если глава района решит одновременно возглавить совет депутатов, что законом о местном самоуправлении разрешается? "Сегодня в Московской области 12 муниципальных образований работают по такой схеме, - отвечает председатель комитета Московской областной Думы по местному самоуправлению Александр Мурашов. - И я считаю, успешно работают. Во-первых, в делегированном совете депутатов отсутствует противостояние между районом и поселениями. А во-вторых, в районе при наличии и главы, и руководителя администрации идет разделение на политическую и профессиональную составляющие. Условно говоря, глава формирует бюджет, а руководитель администрации сидит "на хозяйстве" - отвечает за свет, тепло и чистые дороги. И если он не справляется, нет необходимости ждать новых выборов. Руководители администрации назначаются на контрактной основе, и с ними можно просто расторгнуть контракт".
Противостояния между районом и поселениями при обычном, выборном районном совете депутатов неизбежно. Полномочия на районном и местном уровнях у представителей власти разные. За жилье, допустим, отвечает власть поселения, за образование - власть района. И, распределяя свои доходы, депутаты поселенческого совета задаются вполне резонным вопросом: а зачем нам тратить деньги на капитальный ремонт школы, если это районное дело? Пусть район этим и занимается, а мы лучше дом ветхий расселим. А ведь рядовым жителям поселения абсолютно без разницы, кто и за что по закону теперь отвечает. Им главное, чтобы жить было комфортно. И ремонта школы они ждут ничуть не меньше, чем расселения ветхого дома. А вот если районный совет формируется по принципу делегирования, то депутаты, пришедшие в него из поселений, где они продолжают проживать и работать, одинаково заинтересованы в исполнении и районных, и поселенческих полномочий.
Что же касается назначаемых руководителей администрации, то и этот шаг, как показывает практика, себя оправдывает. И это видно на опыте, например, городского округа Домодедово, одним из первых в области перешедшего на систему "глава плюс руководитель администрации". Глава, которого теперь не отвлекают многочисленными хозяйственными делами, доступен для жителей по любым вопросам. А за хозяйственные дела отвечает руководитель администрации. В результате "белых пятен" в жизни городского округа почти не существует.
В свою очередь представители местных советов депутатов тоже обратились к областным парламентариям с наказом. "Введите законодательный ценз хотя бы на выборную должность главы, - попросили депутаты Лотошинского района. - А то у нас уже были случаи, когда баллотировались и пенсионеры, и люди со средним образованием". Коллеги из областной Думы обещали над этой проблемой подумать.
Специально для "РГ" итог семинара подвел Александр Мурашов:
- 131-й закон сложен. Чиновников на местах стало столько, что люди иной раз не знают, на какой уровень власти с каким вопросом теперь обращаться: кто отвечает за здравоохранение, а кто - за чистоту во дворах? Переходный период прошел, сейчас идет время совершенствования закона, когда мы пытаемся определить, где и с чем лучше справляются. Для этого и выезжаем на места. И не исключено, что если поселения будут эффективнее исполнять районные полномочия и наоборот, в Московской областной Думе появится законодательная инициатива об их рокировке.