Иногда всенепременно надо выезжать куда-нибудь туда, где есть пустое пространство, чтобы выйти "во чисто поле" и почувствовать себя человеком. Потому что почувствовать себя человеком можно только наедине с Богом, наедине с людьми это как-то плохо получается.
Нас, городских, становится все больше, больше, больше. И мы видим друг друга все хуже, хуже, хуже... В 1850 году всего лишь четыре города на Земле насчитывали миллион или больше жителей. К 1900 году число таких городов выросло до 19. Сегодня в 370 городах мира живет от 1 до 5 миллионов человек. Демографы подсчитали, что через четверть века из 8,1 миллиарда землян - больше половины (4,9 миллиарда человек) будут горожане.
И мы уже знаем очень хорошо, что в большом городе действуют свои законы, которые нас не удивляют. Мы привыкли к тому, что нас, каждого в отдельности, в большом городе не видно. Но вот произошли печальные и даже трагические события в нашей городской жизни, которые доказали, что можно все-таки добиться, чтобы нас увидели.
Нас не удивляет, что в большом городе работники ГИБДД и водители находятся в состоянии бесконечной войны. И поэтому, когда работники ГИБДД выстроили "живой щит" из частных автомобилей на МКАДе - сам по себе этот факт, по-моему, никого особенно не потряс. Любой водитель прекрасно понимает: все мы - рабы дороги, а работник ГИБДД - царь и бог. И ведь те люди, которые стали "живым щитом", безропотно становились поперек трассы. Жезл регулировщика - вообще такая волшебная палочка: куда она покажет, туда и становись без лишних вопросов.
Одному из мирных участников этой, с позволения сказать, "спецоперации" удалось заснять происходящее на телефон, и он выложил кадры в Интернете.
Дальше началось то, что меня лично поразило. Правда. Никто не стал отнекиваться, более того - начальники стали извиняться! Начальник ГИБДД ГУВД по Москве Сергей Казанцев даже грамоты вручил пострадавшим.
Над этим, конечно, хочется иронизировать. Понимаю. Но мне поступок Сергея Казанцева кажется во многом нелепым, но понятным и трогательным. Мне лично чрезвычайно дорого, что человек нашел в себе силы извиниться за подчиненных. А начальник ГУВД Владимир Колокольцев твердо пообещал отремонтировать автомобили за счет ГУВД.
Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин заявил, что в отношении сотрудников ГИБДД, устроивших "живой щит" на МКАД, возбуждено уголовное дело.
То есть что случилось, если попросту? Простые люди крикнули: "Нас обидели!" И их услышали. Если кто-то считает, что так бывает каждый раз - пусть отнимет у меня водительские права.
То, что работник ГИБДД может обидеть водителя, я знаю по собственному опыту. Но то, что начальник ГИБДД может извиниться перед простым водителем, меня удивляет. Причем приятно.
Когда в аварию на Ленинском проспекте попали автомобиль обычных граждан и машина одного из высокопоставленных менеджеров нефтяной компании и выяснилось, что виноват гражданин, мы не удивились. Любой автомобилист прекрасно знает: в городе есть как бы три вида правил дорожного движения. Правила для всех. Правила для тех, у кого есть деньги. Правила для тех, у кого есть "мигалки" и спецномера. Причем третьи правила включают только один пункт: тот, кто с "мигалкой", прав всегда. "Мигалка" и спецномера - практически волшебные обереги - от всех неприятностей на дороге оберегают.
Помнится, как-то депутаты Госдумы начали бороться с "мигалками". Под внимательным взглядом телекамер снимали их со своих автомобилей. Начальники докладывали нам, рядовым водителям, о том количестве "мигалок", которые сняты с машин. Также регулярно нам рассказывают о том, что никаких спецномеров больше не будет вообще.
Ну и чего? Лично я никогда в жизни не видел, чтобы обычный регулировщик в отсутствии телекамер вдруг взял бы, да и остановил бы крутую машину для проверки того, кто там, собственно говоря, сидит. Любой "Мерседес" с особенными номерами, который пилит по разделительной полосе, живет-ездит в нашем городе по особым правилам. Мало того, что это создает аварийные ситуации. Так еще и раздражает ужасно. Почему богатый человек должен ездить с особыми номерами, а та же всемирно известный врач-гинеколог, которая погибла в аварии на Ленинском, - нет? По-моему, все должно быть как раз наоборот.
Авария на Ленинском проспекте закончилась трагически: погибли две женщины. Было бы нормально и правильно, если бы с самого начала работники ГИБДД по-честному, то есть по общим правилам, разобрались в аварии. Этого, по-видимому, не случилось. И этот факт всех нас не особенно удивил. Обычный водитель знает: если он попал в аварию с крутым автомобилем, доказать свою правоту почти невозможно.
Удивительное началось дальше. Общественность стала возмущаться. Ну и что? Мало ли мы знаем случаев, когда общественность повозмущается-повозмущается, да и успокоится. Деятели культуры написали президенту письмо: мол, разберитесь. Снова люди крикнули: "Несправедливость!" И снова их услышали. Ну не поразительно ли?
Полковнику, который на месте разбирался в аварии, было объявлено о "неполном служебном соответствии", потому что всем известно:
нельзя на месте аварии объявлять виноватого. Правда, вопрос о том, чего это вдруг полковник объявил виноватым именно обычный автомобиль, а не тот, в котором сидел менеджер богатой нефтяной компании, остается без ответа. Ну и ладно. Но государство снова защитило своих граждан от произвола, который, возможно, имел место.
Мне бы, правда, очень хотелось, чтобы произвола на дорогах не было. Но он есть. И много его. И просто так, в одночасье, не уничтожить. С ним надо бороться. Его будет меньше, если в каждом отдельном случае крик о нем будет услышан.
И снова, в который раз, думаешь: неужели нет никакого способа закончить эту войну между водителями и теми, кто призван регулировать движение, то есть, попросту говоря, помогать водителям?
Буквально на днях председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник внес законопроект, согласно которому всех водителей обяжут иметь при себе специальные кредитные карты, с помощью которых мы будем платить штрафы. В каждом автомобиле ГИБДД установят специальный терминал, как в магазине, и таким образом будет взиматься штраф.
Депутаты, надеюсь, будут разбираться, нужен такой закон или нет. Но меня поразило, что, оказывается, это так просто: платить штрафы через терминалы. Не очень понимаю, почему для этого нужно специальные карты заводить, но очевидно ведь, что чем меньше "налички" во взаимоотношениях работников ГИБДД и водителей, тем меньше коррупции.
Вообще, знаете, чего хочется? Чтобы не только поле было чистым, чтобы чистыми были все наши города. Чистыми во всех смыслах этого слова. Пока нам еще надо очень громко кричать, чтобы нас услышали. Но, если нас уже начали слышать, может, ситуация сдвинется, а?