На состоявшейся вчера встрече глава Центризбиркома России Владимир Чуров и советник - президент Федерального избирательного института Мексики Леонардо Вальдес Зурита подписали в Москве Протокол о сотрудничестве, который предусматривает обмен опытом в сфере повышения профессиональной подготовки организаторов выборов, совершенствования избирательного законодательства и ряд других вопросов.
Особый интерес мексиканская сторона проявила к модернизации избирательного процесса и внедрению технологических новшеств, которые уже применяются в практике российских выборов. Помимо почти всех государств СНГ аналогичные протоколы подписаны с Боливией, Перу, Польшей, Венгрией и Монголией. В этом году предполагается подписание соответствующих документов и с Индонезией.
ЦИК сотрудничает и с международными организациями, занимающимися выборами. Основные векторы такого сотрудничества направлены на Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Венецианскую комиссию Совета Европы, Ассоциацию организаторов выборов стран Европы и создаваемую, в том числе по нашей инициативе, Ассоциацию организаторов выборов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
БДИПЧ ОБСЕ является на европейском пространстве основным международным агентством, осуществляющим практику по электоральному мониторингу.
Однако, поручив в свое время БДИПЧ организовывать и участвовать в наблюдении за выборами, государства ОБСЕ не согласовали параметры такого участия. В результате бюро действует в этой области на базе инструкций собственного изготовления, которые, по мнению российских экспертов, весьма несовершенны. "Руководство по наблюдению за выборами" БДИПЧ не проходило процедуру одобрения руководящими межправительственными органами ОБСЕ. К сожалению, в целом весь процесс организации мониторинга по линии БДИПЧ ОБСЕ отличается двойными стандартами. Нам, например, известна позиция бюро, которое считает, что страны СНГ в отличие от "устоявшихся" демократий нуждаются в неком "усиленном" электоральном мониторинге.
Россия предлагает поставить технологию наблюдения за выборами по линии ОБСЕ на внятную, коллективно согласованную нормативную основу, которая обеспечивала бы этой работе гласность, профессионализм, географическую и языковую сбалансированность. Партнеры по Организации Договора о коллективной безопасности СНГ в сентябре 2007 года внесли на рассмотрение всех государств-участников ОБСЕ предложения о "Базовых принципах организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ". Мы также предлагаем совместно поработать над едиными для всех критериями оценки национальных избирательных законодательств, выработать общеевропейские стандарты электронного голосования и сертификации соответствующего оборудования. Но главное - необходимо в значительной степени изменить практические основы международного электорального мониторинга, применяемые ныне бюро.
Гораздо конструктивнее в этом отношении сотрудничество Центризбиркома России с "Европейской комиссией за демократию через право", более известной как Венецианская комиссия, которая дала положительное заключение на инициированный ЦИК России проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод. Весомый вклад ЦИК России вносит в деятельность единственного в Европе профессионального объединения организаторов выборов - Ассоциации организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ). АОВСЕ выступает за развитие демократических избирательных систем, создание избирательных комиссий, действующих на профессиональной основе, расширение практики международного наблюдения, обмен профессиональным опытом и информацией. Мы дважды проводили в Москве конференции АОВСЕ, в том числе с участием президента России. Работа в ассоциации позволила реализовать ряд крупных проектов, таких, например, как международное наблюдение за президентскими выборами в Белоруссии или поддержка и продвижение проекта Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод.
В конце прошлого года ЦИК России и Национальный избирательный суд Республики Перу выступили с инициативой создать подобное объединение организаторов выборов и для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы намерены уделять большее внимание сотрудничеству в электоральной сфере с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Организацией Исламская конференция (ОИК). Тем более что такой опыт - в частности с ОИК по непростой теме наблюдения и признания выборов и референдума в Чеченской Республике - у нас был и в целом себя оправдал.
Одним из основных приоритетов деятельности ЦИК России в международных организациях и сотрудничества с ними является то, чтобы целенаправленно способствовать укреплению российских позиций в этих организациях с точки зрения понимания того непреложного факта, что Россия является страной развитой демократии, которая вносит ощутимый вклад в развитие демократического строительства на пространстве СНГ, деятельно способствует выработке общих международно-правовых норм, процедур, критериев проведения демократических выборов в Европе.