Государство намерено штрафовать энергогенерирующие компании, которые не выполняют свои инвестиционные программы по модернизации мощностей и строительству новых объектов. Энергетики пытаются объяснить, что не все зависит только от них.
Итак, в случае неисполнения договоров по предоставлению мощности штрафы за каждый объект строительства составят четверть стоимости инвестиционной программы, а за просрочку больше чем на год будут применяться ограничения по участию в конкурсных отборах и продажах мощности. Все необходимые правовые основания для этого у государства есть, в том числе возможности Генеральной прокуратуры, заявил премьер-министр Владимир Путин 24 февраля на заседании в Хакасии. По его мнению, владельцы российских генерирующих компаний "спускают на тормозах" реализацию своих инвестпрограмм. В ходе реформирования РАО ЕЭС новые собственники взяли на себя обязательства вложить средства в развитие производства, напомнил премьер-министр, но из запланированных 450 миллиардов рублей на реализацию инвестиционных программ было потрачено всего 270 миллиардов.
Компании, впрочем, не отказываются от взятых на себя обязательств, но вкладывать деньги в инвестиционные программы действительно не спешат. Из 100 запланированных энергоблоков реально строятся лишь 38 и еще 14 находятся на стадии проектирования. Во время кризиса это не ухудшает ситуацию на рынке электроэнергии, поскольку потребление электричества производством находится на достаточно низком уровне. Однако положение дел может стать плачевным в момент возрастания потребления в посткризисный период.
"Если говорить о долгосрочном рынке мощностей, то нам необходимо специальное постановление правительства по долгосрочному рынку мощностей, - объяснил в интервью "РГ" председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. - Без такого документа, то есть правил, по которым капитал, вложенный в строительство новой генерации, будет возвращаться, у инвесторов пропадает желание строить генерирующие мощности". По словам Липатова, постановление сейчас дорабатывается в правительстве.
Страхи инвесторов понятны, но спорить с ними правительство, похоже, не намерено. В модернизацию сетей и оборудования в ближайшие десять лет необходимо вложить сотни миллиардов рублей. При этом процент износа системы снизится лишь на 20 процентов. И любое невыполнение поставленных задач может угрожать стабильности энергосистемы страны.
"Маловероятно, что вопрос выяснения, куда ушли деньги на инвестпрограммы, дойдет до возбуждения уголовных дел, до прокуратуры, а решится другими механизмами, - пояснил в интервью "РГ" директор департамента инвестиционного моделирования крупной энергетической инвестиционной компании Константин Ярмоленко. - Например, какие-то оптовые генерирующие компании могут быть выкуплены государством. Можно предположить, что на базе "Интер РАО ЕЭС" будет создан достаточно мощный энергетический холдинг, включающий и генерацию, и другие сегменты электроэнергетики, как раз с преобладающей долей государства. Но это только предположения", - уточнил эксперт. По его мнению, с точки зрения консолидации тех активов, которые не выполняют инвестиционные программы, данный сценарий был бы вполне естественен. "То есть, - уточнил Ярмоленко, - речь идет о том, чтобы забрать те активы, которые недофинансируются частными собственниками. Такое плавное "огосударствление" является наиболее вероятным сценарием сложившейся ситуации, особенно учитывая стратегическую значимость энергогенерирующей отрасли".
В минэнерго пока сложившуюся ситуацию не комментируют. Но как раньше сказал министр энергетики Сергей Шматко, министерство заинтересовано в выполнении всех инвестпрограмм и будет контролировать этот процесс.