Государство должно установить преференции для тех компаний, которые вкладывают инвестиции в профильное образование, например, исключить эти расходы из налогооблагаемой базы налога на прибыль.
С такими предложениями выступили вчера участники "круглого стола", который был посвящен проблемам образования на транспорте. Помогать их решать будет департамент, который создается в минтрансе. По словам министра транспорта Игоря Левитина, новая структура будет заниматься инновациями, наукой и образованием в отрасли. А также способствовать созданию центров по разработке новых научных подходов на базе транспортных вузов.
Сейчас идет разработка новых образовательных стандартов, напомнили Игорь Левитин и глава минобрнауки Андрей Фурсенко. И в них будет больше практических занятий. Однако подготовка летчика или специалиста для флота стоит дороже, чем выпуск экономиста. Кроме теории необходимы солидные тренажерные базы, которые стоят немалых денег. Особенно сложная ситуация сложилась с кадровым обеспечением портов. Участники "круглого стола" констатировали, что на данный момент в небольших портах просто некому работать. Поэтому необходимо искать пути, которые могли бы стимулировать заинтересованные компании, региональные власти по созданию хорошей базы для подготовки морских специалистов.
Глава минтранса отметил, что целевой набор специалистов в вузы может осуществляться в рамках заказов от работодателей. По прогнозам Левитина, компаниям так или иначе придется прибегать к частно-государственному партнерству с вузами, так как в ближайшее время ожидается дефицит квалифицированных кадров. Вузы и предприятия, продолжил тему Фурсенко, уже в этом году получат возможность плодотворно сотрудничать. Через "госсубсидию промышленности" для финансирования исследований будет осуществляться поддержка вузов. Таким образом произойдет интеграция образования с наукой и промышленностью. Предприятия получат необходимые для себя разработки, научные заведения - финансовую поддержку и заказы. Хорошим примером по объединению ресурсов является железная дорога. У РЖД уже создан информационный центр. Компания заявляет о заинтересованности в профессиональных кадрах и новых разработках. Речь идет не только о различного рода энергосберегающих технологиях, но и о разработке отечественных локомотивов.
В свою очередь представители вузов отметили необходимость проработать в правительстве вопрос о предоставлении студентам, которые обучаются в рамках целевого приема или по сквозным учебным планам на базе 9 классов, отсрочки от призыва в армию. Преподаватели считают, что непрерывность образовательного процесса повысит эффективность подготовки специалистов в транспортной сфере.