Оборот антикварного рынка в регионе снизился почти вдвое, что вызвано падением покупательской способности населения из-за кризиса.
Сравнительно небольшие обороты рынка обусловлены скромными финансовыми возможностями потенциальных клиентов. На Юге России вряд ли найдется много потребителей, готовых выложить за "старину" более 300 тысяч рублей. Поэтому антикварные салоны специализируются на так называемых подарочных продажах - предметах стоимостью около 100 тысяч рублей. Чтобы обеспечить рентабельность бизнеса, нужно продавать с десяток таких предметов ежемесячно. Однако добиться этого удается далеко не всегда.
- Хотя Астрахань - древний город и, казалось бы, старины должно быть много, тем не менее, в городе торгуют лишь бытовыми предметами XIX - XX веков, - рассказывает Лидия Крылова, эксперт-оценщик антикварного салона из Астрахани. - Раритетных вещей нет, и покупатели больше 15 тысяч рублей не тратят. Покупают в основном предметы для украшения интерьеров. Прежде всего столовое серебро, отечественную нумизматику, живопись, иконы, оружие.
Цены на южнороссийском рынке антиквариата определяются в Ростове-на-Дону, который считается региональным центром в этом сегменте.
В донской столице действует один из крупнейших клубов коллекционеров, сюда поставляется основная масса старинных изделий с Кубани, Поволжья и кавказских республик, из Украины и Болгарии. Главным образом это античные монеты, предметы быта. Классическая живопись, старинный фарфор или бронза встречаются не часто. Их тут же скупают дилеры для последующей перепродажи в Москве или в Санкт-Петербурге.
По оценкам экспертов, за последние 50 лет антиквариат дорожал в среднем на 15 процентов в год. Наибольшим спросом пользуются высокохудожественные вещи.
- Объемы продаж увеличиваются лишь в сегменте классической зарубежной и русской живописи, и только за счет роста цен, - считает ростовский эксперт по антиквариату Игорь Янчевецкий. - Отсюда и очередной миф о высокодоходности на рынке антиквариата. Здесь, как и в любом другом бизнесе, большая отдача следует за большими вложениями. При этом доходность крупных покупок существенно превышает аналогичный показатель годовых банковских депозитов.
По мнению большинства специалистов, принести гарантированную прибыль могут инвестиции только в раритеты - классическую русскую или западноевропейскую живопись, расписную фарфоровую посуду императорских фарфоровых мануфактур, золоченую бронзу барокко или ампира. Но они в южном регионе встречаются в единичных экземплярах. Львиная доля объемов антикварного рынка приходится на посредников и арт-дилеров. Последние специализируются на каком-то узком направлении в антиквариате и формируют коллекции богатых людей.
При знании рыночной конъюнктуры и определенной доле везения даже в небогатом на раритеты южнороссийском рынке можно неплохо заработать.
- Магазин я открыл два года назад, накануне финансового кризиса, и многие предполагали, что через полгода торговля свернется, - рассказывает владелец одного из ростовских салонов Юрий Старовойтов. - Но я коллекционер со стажем, знаю и люблю антиквариат, мне знакомы все нюансы этого бизнеса. Поэтому сегодня предприятие вполне рентабельно.
В представлении обывателей уровень доходности на антикварном рынке чуть ли 1000 процентов. Это не совсем так. Подобные наценки действительно встречаются, но касаются они отдельных предметов старины, которые попадаются крайне редко - один раз в пять-десять лет. Антиквары шутят, что если разбить такую высокую доходность на время реализации, то получится, что лучше ежедневно печь и продавать сто пирожков с наценкой в пять процентов и со временем иметь аналогичную прибыль. Так что конвертировать денежные сбережения в предметы искусства для последующей выгодной перепродажи не получится.