Выставка под названием "Держит фронт Василий Теркин" откроется в историческом музее Смоленска через месяц.
Однако организаторы показали корреспонденту "РГ" наиболее интересные экспонаты и рассказали о задуманном.
100-летие со дня рождения Александра Твардовского, поэта-фронтовика, публициста, главного редактора культового советского журнала "Новый мир" - первый юбилей в череде знаменательных дат, имеющих прямое отношение к Смоленщине. Следом идут 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года и, наконец, 1150-летие Смоленска, одного из старейших русских городов. Любая из этих дат - важное для России событие, при этом каждая из них, так или иначе, станет поводом отдать дань самому обычному человеку, который, оказался способен на подвиг. Главный герой Александра Твардовского - Василий Теркин - как раз таким и является: "просто парень сам собой он обыкновенный".
Главным делом жизни Твардовского по праву считается именно "Книга про бойца". Для поэта она была личным вкладом в общее дело - победу над фашизмом: "Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. "Теркин" был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю...". Это очень важно - реплика по случаю. Поэма у Твардовского получилась не "парадной", а народной. Война, какой она выглядит в поэме, - не торжественный марш на Берлин, а тяжелейшие испытания, грязь, лишения, муки и смерть, то есть именно то, с чем в действительности столкнулись ее участники.
- Своей структурой выставка будет напоминать поэму "Василий Теркин", - рассказывает сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника Ирина Даниленкова. - Мы намерены впервые представить на выставке большую коллекцию работ Ореста Верейского, который вместе с Александром Твардовском в годы войны работал в редакции "Красноармейской правды" и создал знаменитый облик Василия Теркина. К каждой главе будут подобраны подходящие по контексту предметы из фондов музея-заповедника - если речь идет, скажем, о привале, то это могут, например, быть кисет, фляжка, вещмешок, ремень, надеемся найти полевую кухню. Кроме того, на выставке будут представлены фотографии военного и послевоенного времени, на которых запечатлены различные моменты из жизни Александра Твардовского. Ничего подобного этой выставке у нас в городе до сих пор не происходило, многие экспонаты будут представлены впервые.
Музейщикам есть, что рассказать посетителям выставки. Например, о том, что "Василия Теркина" высоко оценил Иван Бунин, о котором из-за его отношения к советской власти в те годы на родине и упоминать-то было рискованно. "… Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова", - написал он в 1947 году, и этот отзыв хранителя высокой традиции русского слова оставался для Твардовского одним из ценных в его жизни.
Или - о том, как появился на свет Василий Теркин. Далеко не все знают, что случилось это не в годы Великой Отечественной войны, а раньше - во время финской кампании. Сам Твардовский рассказывал об этом так: "Известно, какой успех имеют во фронтовой, армейской и вообще в печати так называемые фельетонные герои: Вася Теркин, Иван Гвоздев, Гриша Танкин. Я понимал, что это писалось и пишется довольно скверно. Это фельетон со сквозным героем, идущим из номера в номер, и главная его сущность - в такой уставной, очень обязательной дидактике: насчет поведения в разведке, обращения с оружием и т.д., но, как видно, так велика потребность полюбить какого-то своего, народного армейского героя, который был бы олицетворением и удачливости, и веселости, и жизнерадостности, так огромна эта потребность, что такие герои пользуются очень большим успехом".
В результате серьезной работы на свет появилась поэма, в которой было мало дидактики - за исключением, пожалуй, одного-единственного тезиса: в любой, столь угодно сложной ситуации недопустимо унывать. И это оказалось очень важным. Теркин с его веселостью, удачливостью, энергией и неунывающей душой стал по-настоящему народным героем - как и надеялся Твардовский.
Отдельный рассказ - о том, как Орест Верейский и Александр Твардовский искали образ Василия Теркина. В редакции "Красноармейской правды" они работали рука об руку, и художник, решивший взяться за иллюстрации к рождавшейся у него на глазах поэме, напряженно искал среди знакомых нужный образ. "И это оказалось самым трудным, - вспоминал Верейский. - Каков он, Теркин, собой? Многие солдаты, портреты которых я набрасывал с натуры, казались мне чем-то похожими на Теркина - кто улыбкой, кто - прищуром веселых глаз, кто всем милым, усеянным веснушками лицом… Разумеется, каждый раз я делился результатами своих поисков с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал в ответ: "Нет, это не он". Да я и сам знал - не он".
В конце концов, поиски увенчались успехом. Однажды в редакции появился приехавший из армейской газеты поэт Василий Глотов. "Идея "попробоваться" на образ Теркина показалась Глотову забавной. Когда я рисовал его, он хитро прищуривался, расплывался в улыбке, что делало его еще больше похожим на Теркина, каким я себе его представлял. Я нарисовал его в профиль и анфас, в три четверти, с опущенной головой. Показал рисунки Твардовскому. Александр Трифонович сказал: "Да!", - так впоследствии рассказал об этом Орест Верейский.
"Книга про бойца" начала печататься в газете в сентябре 1942-го, а в сентябре 1943 года, вступив вместе с частями Красной армии в Смоленск, сам Александр Твардовский посчитал свою работу законченной. Но не тут-то было! "Василий Теркин" вызвал такой шквал откликов, что автор, обосновавшись в Смоленске в квартире в Запольном переулке, был просто вынужден снова взяться за перо, и на свет появилось немало новых глав. Продолжилось и сотрудничество Твардовского с Верейским - впоследствии художник проиллюстрировал "Страну Муравию", "Дом у дороги" и "За далью даль". Передавать в Смоленск свои работы Орест Верейский начал еще при жизни, но большую часть своей нынешней коллекции музей-заповедник получил уже в 90-х, от его вдовы Людмилы Марковны.
Внимание художника к Смоленщине не было случайным и связано не только с Теркиным или Твардовским. Орест Верейский родился летом 1915 года в деревне Аносово Сычевского уезда, где его мать - детская писательница Елена Верейская - гостила в небольшом имении своего дяди. И смоленские музейщики посвящают эту выставку не только великой военной поэме и ее автору Александру Твардовскому, но и отдают дань ее замечательному иллюстратору, которому, кстати, нынешним летом исполнилось бы 95 лет. И что может быть лучше, чем вспомнить о Василии Теркине в год, когда отмечается 65-летие победы над фашизмом? "Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе". Такие парни в той войне и победили.