Уральцы сели на постную диету

По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, общий объем реализации колбас, пельменей, консервированного и свежего мяса с начала православного поста упал на 0,5-1 процент.

И хотя снижение не слишком значительное, все же специалисты говорят о тенденции общего снижения потребления мяса в этот период, что подтверждают и данные анализа ритейлеров за последние три-четыре года.

- Дело даже не в том, что верующих становится больше, - отмечает заведующая сектором агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН Валентина Неганова. - В последние годы происходит настоящая революция в системе питания, что отражается на потребительском рынке в целом.

Одной из характеристик этих масштабных изменений, по мнению эксперта, является все большая востребованность потребителями легких, низкокалорийных продуктов. При этом и отечественные производители, и ритейлеры привыкли работать по традиционной схеме: они до сих пор поставляют на прилавки большие объемы калорийных, как правило, очень жирных продуктов. Во многом, по мнению Валентины Негановой, подсознательно срабатывают стереотипы прошлого, когда долгие годы непростой задачей было накормить семью, страну, "набить желудок". Теперь угроза голода не стоит, и все больше людей задумываются о культуре питания. Религиозный пост в какой-то степени является для многих дополнительным стимулом почистить организм. Далеко не все из этих людей глубоко верующие, но готовы поддержать укореняющуюся год от года традицию.

- То, что все больше уральцев начинают отдавать предпочтение "легкой" пище - овощам, нежирному мясу, обезжиренным молокопродуктам, - подтверждают и данные опросов, - отмечает Валентина Неганова. - Так, всего пять лет назад 80 процентов потребителей Среднего Урала старались покупать отечественные продукты. Сегодня доля людей, предпочитающих российскую еду (традиционно считающуюся наиболее качественной), неожиданно снизилась до 30-32 процентов. Причина как раз в том, что западные производители, в отличие от отечественных, более гибко реагируют на изменение спроса и готовы предоставить потребителям куда более широкий выбор низкокалорийных продуктов питания.

Интересно, что общее снижение потребления белковой пищи практически не затронуло продажи яиц и молока. Во всяком случае, и в областном министерстве торговли, питания и услуг, и в комитете по товарному рынку города Екатеринбурга отмечают, что снижения объема реализации этих продуктов не зафиксировано.

При этом взамен скоромной пищи жители региона стали потреблять больше постных продуктов, прежде всего овощей - как свежих, так и замороженных. Их продажи выросли примерно на 3-5 процентов. Специалисты считают, что на предпочтения покупателей повлиял не столько православный пост, сколько общая сезонная потребность в овощах после долгой зимы, когда организм больше нуждается в витаминах, чем в значительных объемах жирной и белковой пищи.

Комментарий

Елена Волынская, руководитель продовольственного магазина:

- В нашем магазине стало продаваться значительно меньше мяса и мясопродуктов - примерно на 30-40 процентов. Пришлось даже несколько снизить цены. Не раскупается треть прежнего объема пельменей, колбас, тушенки. При этом примерно в той же пропорции увеличились объемы продаж круп, бобовых, рыбы, грибов, овощей. Я уверена, это связано с тем, что все больше людей соблюдают пост. Год от года тенденция прослеживается все нагляднее. Покупатели чаще выбирают, к примеру, не пельмени с мясом, а вареники с капустой или картошкой.