25 марта в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве стартует необычный проект: Российский национальный оркестр (под руководством Михаила Плетнева) и Московский синодальный хор выступят в трех важнейших для христианской истории городах - Москве, Стамбуле (Константинополе) и Риме (Ватикан). По инициативе Русской православной церкви и Ватикана в проекте будет звучать оратория митрополита Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею" под руководством Алексея Пузакова и программа русской музыки в Ватикане под управлением Михаила Плетнева.
В проекте "Три Рима" необычно все: и сама идея культурного православно-католического обмена, рожденная во время встречи в Ватикане Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Бенедиктом XVI, и символическая "география" проекта, и сочинение, которое будет исполняться грандиозным, почти в полторы сотни музыкантов, составом - "Страсти по Матфею", написанное православным архиереем - митрополитом Иларионом (Алфеевым), и залы, в которых будут проходить выступления Российского национального оркестра и Московского синодального хора.
Завтра этот проект откроется исполнением "Страстей" в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя, а уже на следующий день сочинение митрополита прозвучит в Стамбуле, в храме-музее Агиа Ирини (Святой Ирины), расположенном на территории знаменитого дворцового комплекса османских султанов, именно в том зале, где в 381 году заседал бурный Второй Вселенский собор. Завершится проект концертом русской музыки в Ватикане - в гигантском, на пять тысяч мест, зале папских аудиенций имени Павла IV, построенном в 1971 году. На концерте 20 мая ожидается присутствие Папы Римского Бенедикта XVI, иерархов Католической церкви и других христианских конфессий, а программа, которая прозвучит под руководством Михаила Плетнева, будет включать сочинения Чайковского, Мусоргского, Рахманинова и митрополита Илариона (Алфеева).
В этом году и сам Римский Папа Бенедикт XVI является персоной музыкального мира, поскольку недавно вышедший диск "Альма Матер. Музыка из Ватикана", где записан голос понтифика, читающего молитвы и религиозные песнопения на фоне звучащей современной классической музыки, номинирован на престижную британскую премию Classical BRIT Awards. А для Российского национального оркестра выступление в Ватикане окрашено ностальгической интонацией в духе "двадцать лет спустя". Именно с выступления в Ватикане перед Римским Папой Иоанном Павлом II двадцать лет назад начались первые зарубежные гастроли только что созданного Плетневым коллектива.
На открытии проекта "Три Рима" в Москве прозвучат "Страсти по Матфею" - сочинение митрополита Илариона, ставшее уже известным: оно исполнялось в Большом зале консерватории, в концертных залах городов России и мира, в том числе - в Римском зале Auditorium Conciliazione. Музыкальное повествование о последних днях пребывания Христа на земле, включающее в себя части - "Тайная вечеря", "Суд", "Распятие" и "Погребение", длится два часа и составлено из 48 музыкальных номеров: речитативов, арий, хоров, фуг для оркестра и хора. В основе оратории - структура богослужения "Двенадцати Евангелий" в Великий четверг: прочитывается 26 и 27-я главы Евангелия от Матфея, причем Евангелие читается по-русски, а богослужебные тексты - на церковно-славянском языке. В хоровой части оратория близка образцам русской духовной музыки Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, в оркестровой стилистике - Баху и Генделю, компилируя тем самым музыкальные традиции и православного, и лютеранского, и католического богослужения. Именно эту тему "согласия" и несет в себе проект "Три Рима", который завтра впервые соединит также на сцене Зала церковных соборов симфонический оркестр и Синодальный хор.