Всероссийский союз страховщиков озвучил цифры, которые могут оказаться важными для всех. Во сколько подорожает проезд пассажиров после введения обязательного страхования перевозчиков.
Уже давно обсуждается идея довести выплаты по жизни и здоровью в случае происшествий на транспорте до двух миллионов рублей. Пока таким возмещением ущерба могли похвастаться только авиаперевозчики. В случае трагедии на железнодорожном транспорте пассажир или его родственники получат от страховой компании всего 12 тысяч рублей. По обязательному страхованию автогражданской ответственности родственники погибшего в аварии получат 160 тысяч рублей. Причем не важно, на чем он ехал: на автобусе, троллейбусе, трамвае или такси.
Один из способов привести лимит ответственности перевозчиков - это обязательное страхование. Как только такая идея появилась, перевозчики сразу заявили, что, по их расчетам, страховые тарифы попросту разорят их. Да и для пассажиров эти дополнительные "поборы", которые перевозчики включат в стоимость билетов, окажутся неподъемными.
Как заявил на пресс-конференции генеральный директор одной из крупнейших страховых компаний Андрей Зернов, курирующий в ВСС разработку законопроекта, эти прогнозы оказались несколько завышенными.
По расчетам страховщиков, в случае введения этого вида страхования цена билета на одного пассажира, если перевозчик заложит ее в стоимость билета, для трамвая и троллейбуса увеличится на 1 копейку. При этом стоимость страховки трамвайных и троллейбусных парков не превысит 0,25 процента от их бюджета.
Стоимость проезда в метро при тех же условиях увеличится на 45 копеек. В доходах этого транспорта расходы на страховку составят не более 4 процентов. Это действительно копейки, если вспомнить, что с 2005 по 2010 год стоимость проезда в метрополитене выросла с 13 до 26 рублей.
Из-за введения обязательной страховки стоимость авиабилета увеличится на 16 рублей. Бюджет авиакомпаний "разорится" при этом на 0,25 процента.
На поездах дальнего следования билет подорожает благодаря страховке на 2 рубля. Расходы перевозчика составят 0,25 процента от доходов. Для электричек подорожание билета составит 5 копеек.
Междугородние автобусы могут подорожать на 1,5 рубля, пригородные на 24 копейки, внутригородские на 8 копеек.
Водителям автобусов, троллейбусов и прочих маршрутных транспортных средств придется иметь при себе два полиса: ОСАГО и обязательного страхования перевозчика. Ведь последний покрывает только ущерб, нанесенный пассажирам. А полис ОСАГО - ущерб, нанесенный другим участникам движения.
Контроль за наличием этого полиса предполагается возложить на транспортную инспекцию и ГИБДД. Предполагается, что этот законопроект будет внесен в Госдуму до 1 июля.
Также страховщики рассказали и о другом нашумевшем законопроекте, тоже касающемся обязательного страхования. На сей раз речь идет о страховании пожарной ответственности. Это самый молодой законопроект. Инициировало его появление МЧС сразу после трагедии в "Хромой лошади".
Наш отечественный законопроект пока нацелен только на страхование ответственности перед пострадавшими в результате пожара.
Когда он только появился на свет, сразу вызвал массу споров. Ведь предполагалось страховать в том числе и каждого владельца квартиры. Можно представить, каким бременем стала бы эта обязаловка для частных лиц, если для многих и плата за коммунальные услуги стала неподъемной. Однако сейчас от этой идеи решили отказаться.
После многих споров и обсуждений сей законопроект теперь будет распространяться только на помещения, где предполагается массовое скопление людей. Впрочем, пока не ясно, кто, например, должен заключать договор страхования: собственник помещения или арендатор, который им пользуется.
До сих пор непонятен вопрос и о страховом лимите. Например, сейчас среднестатистические данные показывают, что средний ущерб составляет порядка 20 миллионов рублей. Однако "Хромая лошадь" показала совершенно другие цифры: более 300 миллионов рублей. Поэтому по лимитам и тарифам пока также идут споры.
Третий вопрос, который сильно беспокоит страховщиков, - это состояние закона о банкротстве, который уже подготовлен ко второму чтению. Так, например, их очень волнует новая норма, которая позволит страхнадзору отозвать лицензию, если страховщик два раза в течение года ошибся в отчете на сумму более 3 миллионов рублей. По словам председателя ВСС Андрея Кигима, это можно сравнить с тем, если газета в течение года допустит две опечатки и за это ее закроют. Конечно, опечатка опечатке - рознь, как собственно и сумма в три миллиона рублей. Для какой-нибудь небольшой компании это довольно серьезные деньги. А для крупных игроков рынка? У компании "Ингосстрах" оборот превышает 450 миллиардов рублей в год. Если в отчете она укажет не 450 млрд 316 млн, а 450 млрд 319 млн - это страшная ошибка? За нее необходимо лишать лицензии?
Поэтому страховщики предлагают считать ошибку не в четко обозначенной сумме, а в процентах от оборота. В минфине с мнением страховщиков соглашаются. Но на законопроекте это согласие пока никак не отражается.
Следующий тонкий момент - это подача иска о банкротстве. Такая возможность, конечно, должна быть. Но только в том случае, когда есть решение суда о долгах компании или компания признает за собой долг. В противном случае это может стать очередной статьей в помощь рейдерству или мошенничеству. Например, приходит человек в страховую компанию и требует заплатить по страховому случаю 80 тысяч рублей. Страховщик говорит, что заплатит только 50. Тогда человек говорит, что подаст иск о банкротстве. Страховщик, подсчитав, во сколько ему обойдется судебный процесс плюс репутация, решит попросту выплатить эти деньги. А для рейдерства возможность подачи иска о банкротстве компании практически без всякого повода - это золотое дно.