Крупнейший британский профсоюз "Юнайт", представляющий интересы бастующих бортпроводников авиакомпании "Бритиш Эйрвэйз", заявил, что боссы компании за большую дополнительную плату используют в качестве бортпроводников пилотов.
Летчики получают до 120 тысяч фунтов стерлингов в год, и компания подряжает их поработать стюардами, сохраняя основную зарплату и доплачивая по 166 фунтов за час работы. Для сравнения: обычные проводники с пятилетним стажем получают 15 тысяч в год, или 16 фунтов в час.
Так что "Бритиш Эйрвэйз" отправляет теперь в полеты самых дорогих в мире бортпроводников - только бы сорвать забастовку.
Кроме пилотов в качестве бортпроводников используются также менеджеры и другие сотрудники компании. А для того чтобы побудить настоящих бортпроводников выйти из забастовки, им обещают доплачивать по 200 фунтов за каждый полет.
Заместитель генсека профсоюза "Юнайт" Лен Маккласки называет привлечение пилотов сумасшествием. "Зачем устраивать этот маскарад, обряжая пилотов в стюардов, когда есть 12 тысяч хорошо подготовленных профессионалов, которые должны работать? - говорит он. - Нельзя вносить такой раскол среди сотрудников. Эту порочную практику надо прекратить, пока она не нанесла тяжелого ущерба - ведь в авиации решающую роль играют слаженная работа и добрые отношения между пилотами и остальными членами экипажа".
Лен Маккласки предостерегает и пилотов-штрейкбрехеров. Мало того, что их действия не помогут разрешить конфликт, а только затянут его. Но они должны иметь в виду: компания сейчас выламывает руки бортпроводникам, но когда-нибудь точно так же поступит и с пилотами.
Возмущение профсоюза вызвало и решение компании лишить забастовщиков существенных льгот. Бортпроводники в зависимости от стажа имеют право летать самолетами "Бритиш Эйрвэйз" либо со скидкой до 90 процентов, либо вовсе бесплатно. Компания грозила лишением этих льгот еще до забастовки и теперь привела угрозу в исполнение. Причем забастовщики лишены этой льготы не на год и не на два, а пожизненно - чтобы другим неповадно было. Представитель компании сказал, что эта льгота не входит в трудовые контракты, так что компания может отменить ее в любой момент по своему усмотрению. И момент настал: забастовщики нанесли многомиллионный ущерб, так что должны расплатиться.
Кстати
Генсек "Юнайт" Уилли Уолш говорит, что "боссы "Бритиш Эйрвэйз" демонстрируют презрение к работникам и запугивают их. Профсоюз намерен бороться за восстановление льгот.