Алла Сурикова: Музей помогает человеку открыть самого себя

Сегодня вручаются премии правительства РФ 2009 года в области культуры. Среди лауреатов - писатели Валентин Распутин, Альберт Лиханов, Александр Кабаков, модельер Вячеслав Зайцев, директор Библиотеки-фонда "Русское зарубежье" Виктор Москвин, руководитель народного хора имени М.Е. Пятницкого Александра Пермякова и другие деятели культуры.

С одним из лауреатов, режиссером Аллой Суриковой, создателем документального цикла "Провинциальные музеи России" побеседовал наш корреспондент.

Российская газета: Музей помогает открыть прошлое?

Алла Сурикова: Он помогает человеку открыть самого себя. Для меня, по крайней мере, это было так. Летом 1999 года газета "Культура" пригласила меня в поездку по Волге. Я открыла для себя удивительные музеи: Ярославский, Угличский... Фантастические по богатству материала, захватывающе интересные. У меня было ощущение человека, который нашел клад и хочет всем показать его.

Тогда как раз оканчивали курс мои студенты, у которых я вела мастерскую по режиссуре. Работа им не светила. На киностудии в павильонах были склады. Помню на "Мосфильме" отощавшую лошадь, уныло жевавшую сено, которой, видимо, предназначалась роль лихого скакуна в каком-то сериале. Мне хотелось как-то помочь выпускникам, я вспомнила о волжских впечатлениях - и начала предлагать продюсерам, министерствам и ведомствам идею документального цикла о российских музеях. Первым откликнулся институт "Открытое общество". Но основная наша поддержка все 10 лет - это министерство культуры РФ и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Благодаря их поддержке мы сняли уже 55 фильмов.

РГ: Как выпускники восприняли идею ехать "в глушь, в Саратов" снимать музеи?

Сурикова: Конечно, всем им прежде всего хотелось снимать кино. Они смутно подозревали, куда они отправляются и кто их там встретит. Встреча с музеями была для многих культурным шоком. Ребята немедленно влюблялись в город, музей, людей и начинали снимать все подряд. Это, конечно, замечательно. Но зато в монтаже, когда им требовалось из всего отснятого материала оставить 26 минут по формату телефильма, начинались страдания.

РГ: Оказалось, что музей не далекое пыльное прошлое, а современность?

Сурикова: Дело как раз в том, что прошлое, даже если оно кажется далеким и пыльным, определяет нас сегодняшних. Иначе говоря, на границе между прошлым и настоящим верстовых столбов не поставлено.

С другой стороны, музеи сегодня очень активны в формировании современного имиджа города. Более того - они участвуют в социальной политике. С этой точки зрения очень интересен опыт краеведческого музея в Тольятти. Фильм о нем "Музей, который мы выбираем" снимал Женя Юликов. Этот музей, если так можно выразиться, пошел в народ, в пространство города. Музей устраивает экспозиции под открытым небом. Он не боится очень острых и болезненных тем. В частности, говорит о проблемах наркомании. В музее есть черный, красный и белый залы. В черном - рассказ о людях, которые не смогли избавиться от наркотической зависимости. В белом - о тех, кто смог вырваться, соскочить "с иглы". Красный зал - о тех, кто между, кто еще выбирает. Или думает, что выбирает.

РГ: Как происходил выбор музеев для съемки фильма?

Сурикова: Во многом это личный выбор студентов. О Саратовском музее картину делала Елена Зыблева - она родом из Саратова. Юра Кузовков из Воронежа. Снимал фильм о музее Дурова в Воронеже. По-моему, хорошая картина получилась. А Илико Читашвили и Оксане Ткач я предложила снять фильм о музеях Мурома. Этому городу я очень благодарна за помощь в съемках моей новой картины "Человек с бульвара Капуцинов".

РГ: Музеи, о которых снята картина, получают диск с фильмом?

Сурикова: Режиссеры обязательно дарят музею свой фильм на DVD. Но хотелось бы иметь фильм в таком количестве, чтобы мы могли его дарить другим музеям, школам, библиотекам, культурным центрам за рубежом, которые продвигают нашу культуру. А так получается: фильм показали по "Культуре" (за что мы каналу очень благодарны!), и на этом жизнь фильма заканчивается, если не считать пиратского скачивания фильмов в Интернете. Очень важно тиражировать наши фильмы. Конечно, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Но хочется надеяться, что по крайней мере оно будет услышано.