С 1 по 6 апреля в Центре международной торговли проходит юбилейная, 20-я по счету Российская неделя моды (Russian Fashion Week) сезона Осень-Зима/2010-2011.
Помимо российских дизайнеров свои коллекции демонстрируют зарубежные гости. Британский день, итальянский дебют, а также показы дизайнеров из Южной Кореи, Хорватии и даже Шри-Ланки. Из Нью-Йорка приехал звезда промышленного дизайна Карим Рашид - в мире моды его называют "король цвета" или "человек, который сделал розовый цвет мужским".
В рамках RFW в этом сезоне - кинофестиваль короткометражного кино известного блогера из Парижа Дианы Перне A Shaded View On Fashion Film. Впервые показаны капсульные - то есть небольшие - коллекции молодых дизайнеров. А одно из самых громких событий - открытие выставки первой советской топ-модели Татьяны Сорокко Extending the Runway: Tatiana Sorokko Style.
Татьяну Сорокко называют "первой советской гордостью на международном рынке моды". Впервые за долгое время модель приехала в Россию из Сан-Франциско.
Татьяна Сорокко: Когда я 20 лет назад уехала из России, то представление о моде здесь было, мягко говоря, расплывчатым. В социалистическое время у всех было понимание, что моды как таковой не существовало. Так что, приехав сюда 20 лет спустя на 20-й сезон Недели моды, которая существует уже 10 лет, я испытываю сильное волнение. То, что здесь открывают и представляют российских дизайнеров, это большое дело, потому что своих нужно поддерживать.
Вообще я в Россию приезжаю редко. Но этот приезд связан с тем, что мне предложили сделать выставку в Музее моды - новом проекте министерства культуры. На Западе многие люди знают, что у меня большая коллекция антикварной и винтажной одежды от кутюр. Я начала собирать ее 20 лет назад, когда приехала на Запад. Потому что мода там оказалась совсем другой, нежели я себе представляла. Я полагала, что Запад даст мне свободу в самовыражении, что там у женщин есть возможность обрести и подчеркнуть свою индивидуальность. И большим открытием для меня было то, что на Западе все хотят выглядеть одинаково - носить одни и те же наряды, сумки и модные туфли сезона. Но я никогда не хотела принадлежать ни к чему и ни к кому. Создаю свое видение через собственное понимание моды и вообще считаю себя немодным человеком. Далеким от моды, при том что работаю в этой индустрии. Зато обладаю определенным стилем.
Российская газета: А то, что сейчас больше людей открывают для себя винтажную одежду, вас не смущает?
Сорокко: Нет. 20 лет назад люди не придавали такого значения винтажной одежде. Это сейчас стало популярным. Потому что не только я, но и несколько голливудских звезд некоторое время назад надели такие вещи. Кейт Мосс появилась в винтажном наряде, и сразу пошел модный тренд. Вообще, если вы заметили, в последнее время мода на индивидуальности. Коллекции, например, выпускаются ограниченным тиражом - limited edition. Так что думаю, что винтаж как направление, которое выражает индивидуальность, останется. То, что я покупала двадцать лет назад, сегодня стоит в десятки раз дороже.
РГ: Татьяна, вы привезли на выставку каталог, где представлены вещи из вашей коллекции. Давайте полистаем его вместе...
Сорокко: На одной из первых страниц вы увидите уникальное пальто. Я нашла его в Сан-Франциско на барахолке. Оно выполнено в чисто русской технике - без швов. На сетке куски ткани фетра. Такой орнамент делали только в России и в Венеции. Когда я увидела этикетку, на которой было написано "M and I Mandel Санкт-Петербург - Москва - Париж", для меня это было как отголосок из прошлого. Я провела собственное расследование и в телефонной книге 1914 года нашла, что в Санкт-Петербурге была фирма: "Мандель. Верхняя одежда Невский проспект 47".
РГ: Нескромный вопрос. А за сколько вы купили это пальто?
Сорокко: За 75 долларов. Это было давно. Я поменяла подкладку, буквально отреставрировала его. Все вещи в моей коллекции (а там есть наряды 1903 года, 20-х, 60-х годов прошлого века) требуют к себе особого отношения. За ними нужно ухаживать, хранить в специальных коробках. Перекладывать бескислотной бумагой - такой, чтобы не оставляла пятна. Это все хлопотно. В какой-то момент становишься рабой своего увлечения. Но моя коллекция - это живой организм. Все эти вещи я либо носила, либо ношу. Вот платье Фортуни 1903 года, вот наряд Мария Галенга, вот костюм работы японского дизайнера Митсухиро Матсуда - он недавно ушел из жизни... Вот украшения Аттилио Кодоньято - венецианского ювелира, которого я давно собираю. Я одна из первых начала носить украшения на тему MEMENTO MORI ("Помни о смерти") - украшения с черепами. Я помогла сделать этот тренд более популярным. Это описывается в книге моим другом - дизайнером Ральфом Руччи.
РГ: Дизайнеры, такие, скажем, как Ральф Руччи, про которого вы упомянули, шьют наряды специально для вас. Модель становится музой дизайнера, а он в свою очередь может вдохновить модель?
Сорокко: Я сейчас работаю над монографией американского дизайнера греческого происхождения Джеймса Галаноса, легенды американской моды. Он одевал Нэнси Рейган. Все ее инаугурационные наряды сделаны им. Он славится массивными вышивками со стразами. И, как многие кутюрье, не отсылал делать вышивку и перья во Францию. Все делал в Лос-Анджелесе сам. Он подарил мне платье из своей коллекции 1966 года. Сегодня Галаносу 86 лет. Над книгой я работаю больше года. Это будет серьезная монография.
Когда американский глава государства оканчивает свой срок пребывания у власти, то собирается президентская библиотека. В ней все документы, вещи, подарки, связанные с его деятельностью на высоком посту. Рейгановская библиотека находится под Лос-Анджелесом. В ней открыты специальные залы, посвященные Нэнси Рейган. Ее знаменитый красный пиджак с золотыми пуговицами... После приезда в Россию, когда она его надела, и после выхода журнала "Работница" с фотографией я думаю, что каждая женщина имела такой же в своем гардеробе. Об этом тоже будет в книге, посвященной Галаносу.
РГ: Мне интересно ваше мнение про платье Мишель Обамы, которое на ней было в день инаугурации.
Сорокко: Мне, откровенно говоря, оно не понравилось. Потому что этот цвет Мишель не подходит. Дизайнера Джеймсона Ву должен был кто-то остановить за неделю до того, как он начал наносить на ткань все эти цветочки, которых было слишком много. Так что пока Мишель Обама - даже не Барбара Буш, которая была консервативна, но тем не менее очень элегантна.