В связи с терактами Минтранс подготовил законопроект об обязательном страховании перевозчиков

Взрывы в московском метро вызвали новую вспышку интереса к законопроекту об обязательном страховании перевозчиков. Конечно, родственники погибших и пострадавшие от терактов не останутся без материальной помощи. Но помощь у нас оказывается, как правило, в режиме "ручного управления", решением высшего руководства, тогда как в странах, где развито страхование, все издержки на компенсацию ущерба берут на себя страховщики.

Московский метрополитен страхует ответственность перед третьими лицами. Но риски, связанные с действиями террористов, эти полисы не покрывают. Минтранс России готовится внести в Госдуму законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам", который разработан и прошел согласование в ведомствах. Он увеличит сумму компенсации за жизнь пассажира до 2 млн руб. По данным экспертов, страховка не станет тяжелым бременем для пассажиров, так, билет в метро может подорожать лишь на 45 копеек, а на трамвай или троллейбус на 1 копейку.

По словам ведущего эксперта направления рейтингов страховых компаний "Эксперт РА" Натальи Комлевой, "сегодня в России существует лишь обязательное страхование ответственности перевозчика воздушным транспортом. При перевозке железнодорожным транспортом страховка приобретается пассажирами самостоятельно вместе с билетом. ОСАГО не защищает пассажиров, сидящих в машине виновника ДТП. Таким образом, получается парадоксальная ситуация: жизнь пассажиров, летающих по воздуху, страхуется авиаперевозчиками, путешествующих ж/д транспортом - страхуется самими пассажирами (часто без их осознанного выбора), а те, кто предпочитает автомобили, могут вообще остаться без страхового возмещения, если виновным в ДТП будет признан их водитель. При этом страховые суммы за вред, причиненный жизни пассажира, различаются в разы. Предложение Минтранса России призвано восстановить справедливость и унифицировать ответственность перевозчиков разных видов транспорта перед их пассажирами".

Как сообщила нашему корреспонденту начальник отдела страхования грузов РОСНО Дарья Туркина, "в настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Одна из причин этого - отсутствие у перевозчиков необходимых средств. Система личного страхования пассажиров в существующем виде также не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки. Остро назрела необходимость создания эффективного механизма защиты интересов пассажиров, который в то же время способствовал бы сохранению финансовой устойчивости перевозчика в чрезвычайной ситуации. С этой точки зрения идеальной альтернативой существующему личному страхованию пассажиров может выступать страхование ответственности пассажирских перевозчиков. На текущий момент такое страхование существует в добровольной форме, и отдельные пассажирские перевозчики заключают такие договоры страхования по собственной инициативе. Однако для достижения системного эффекта, обеспечивающего возможность компенсации причиненного вреда любому пассажиру, необходимо внедрение обязательного страхования ответственности на законодательном уровне".

В июле 2005 г. было создано профессиональное объединение - Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), одной из актуальных инициатив которого как раз и является подготовка такого законопроекта. Комитет НССО, по словам Дарьи Туркиной, активно сотрудничает с законодательными органами РФ, в том числе с минтрансом, для утверждения соответствующего нормативного акта. Законопроект разработан для всех видов транспорта и предусматривает существенное увеличение лимита страхового возмещения как по случаям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, так и по убыткам, связанным с утратой и повреждением багажа. Предполагается, что размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае частичного повреждения здоровья.

По словам заместителя начальника управления корпоративного обслуживания компании "Ингосстрах" Сергея Закройщикова, принятие закона не только обеспечит защиту интересов пассажиров на качественно более высоком уровне, но и сформирует новый рынок - рынок обязательного страхования гражданской ответственности пассажирских перевозчиков на всех видах пассажирского транспорта, предварительно оцениваемый в несколько миллиардов рублей страховой премии в год.