До 1 августа 2010 года в регионе должны появиться программы в сфере энергосбережения

Для российского производства характерна высокая, в 2-4 раза превышающая показатели развитых стран, энергоемкость, и даже при сравнительно низких тарифах на топливно-энергетические ресурсы, высокий уровень соответствующих удельных издержек.

Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий, отраслей и экономики в целом. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации. Ключевое значение во всем комплексе ресурсосбережения на данном этапе имеет энергосбережение - по оценкам специалистов, надежно обеспечить потребности страны в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики возможно лишь при снижении удельной энергоемкости ВВП не менее чем вдвое.

Главный документ, который был одобрен правительством РФ в 2009 году - Энергетическая стратегия до 2030 года. Согласно Стратегии, потенциал энергосбережения в ЖКХ - 26%, в ТЭК - 34%, в промышленности и строительстве - 31%, в транспорте - 6% и сельском хозяйстве - 3%.

В конце прошлого года увидел свет ФЗ N 261 "Об энергосбережении". Закон определяет, что уже со следующего года на территории России не будут допускаться в оборот лампы накаливания мощностью 100 ватт и более. А с 2017 года лампы накаливания должны кануть в небытие. Вообще требования к осветительным устройствам и электрическим лампам в частности должны быть утверждены весной этого года.

До 1 августа 2010 года региональные и муниципальные власти должны утвердить свои программы по энергосбережению. А организациям с учетом государства или муниципалитетов необходимо принять свои энергосберегающие программы до 15 мая 2010 года.

Энергоэффективность

Экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономики развитых стран.

Эксперты предупреждают, что ориентация экономики на энергоемкий рост угрожает опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы.

Политика государства, в частности, предполагает структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

В связи с этим в Энергетической стратегии обозначена необходимость обоснованного повышения внутренних цен энергоносителей. Кроме того, будет проходить постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего в электроэнергетике.

Эксперты отмечают, что эффективное ценовое регулирование является абсолютно необходимым, но недостаточным для энергосбережения.

К примеру, необходимо изменение в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, чтобы ужесточить требования к энергосбережению. Проводить регулярный надзор за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов предприятий.

Предполагается широкая популяризация государством эффективного использования энергии среди населения, создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации.

Одним из инструментов государственной политики на ближайшие 10 лет станет поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, пока слабо развитого в России. Это позволит сформировать экономических агентов (энергосберегающие компании), предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоемкости.

Энергобезопасность

Степень надежности топливо- и энергообеспечения определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием энергетического сектора страны.

Все эти факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России.

Анализ сложившейся ситуации в ТЭКе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности субъектов РФ. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны.

В связи с этим в Энергетической стратегии указывается, что для обеспечения энергетической безопасности необходимо решить две главные проблемы. Во-первых, необходимо провести модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы. В ближайшие 10 лет из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет проводиться в основном технологическая модернизация существующих производственных мощностей для продления сроков их службы.

Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

Экологическая безопасность

ТЭК один из основных источников загрязнения окружающей среды. Осуществление программы освоения новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, полуостров Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.

Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, месторождений Каспийского и Балтийского морей.

Основная цель государственной политики в области обеспечения экологической безопасности - последовательное ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду, приближение к соответствующим европейским экологическим нормам.

В Энергетической стратегии в связи с этим предусматриваются такие меры, как экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления энергоресурсов за счет установления жестких экологических требований к деятельности предприятий и продукции ТЭК. В ближайшие 10 лет должна быть создана система компенсационных выплат государству за их нарушение. Принцип организации системы таких компенсаций будет закреплен законодательно. Требуется вводить и правовую регламентацию принципов экологического страхования. В соответствии с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата Россия в случае его ратификации берет на себя обязательство сохранить в 2008-2012 годах выбросы парниковых газов на уровне 1990 года. По оценкам, в топливно-энергетической сфере к 2010 году объем выбросов парниковых газов составит 75-80% от уровня 1990 года. При этом будут установлены институциональные и правовые нормы организации проектов, реализуемых в рамках этого Протокола.