Сколько ждут космонавты своего "звездного часа"? Какие космические амбиции нужны России? Как закаляются ракеты? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федерального космического агентства Анатолием Перминовым.
Российская газета: Анатолий Николаевич, на станции сейчас работает экипаж из шести человек. Обживаются прибывшие недавно новички - Александр Скворцов и Михаил Корниенко. Оба ждали своего полета тринадцать лет. А сколько всего сейчас в России космонавтов и сколько из них еще ни разу не были на орбите?
Анатолий Перминов: В Роскосмосе проходят подготовку 33 действующих космонавта. Девятнадцать из них пока не летали. Да, Александр и Михаил очень долго готовились. Программа у них сложная. Особенно если учесть, что в мае станция "усилится" новым исследовательским модулем. Но уверен - справятся.
РГ: Знаю, что вот-вот должен быть новый набор в отряд космонавтов. Есть ли среди кандидатов хоть одна женщина?
Перминов: Да, набор будет. Отберем восемь кандидатов в космонавты. И, по моим данным, среди претендентов есть женщина.
Алло, орбита?
РГ: К МКС корабли курсируют сегодня вдвое оживленнее, чем прежде. Сколько еще запустим до конца года?
Перминов: Всего восемь: три "Союза ТМА" и пять грузовых "Прогрессов-М". Доставим на станцию 9 космонавтов и астронавтов и столько же вернем обратно на Землю.
РГ: Недавно из полета вернулся первый космический блогер Максим Сураев. Его онлайн-дневник на сайте Роскосмоса наделал много шума. Вы читали?
Перминов: Конечно. Понравилось. Простой и очень доступный рассказ о том, что происходит на орбите. Что важно - технически грамотный.
РГ: Один из специалистов мне рассказывал, что космонавты иногда звонят ему с орбиты, когда нужно что-то уточнить по технике. А вам космонавты звонят?
Перминов: Практически с каждой смены. Иногда ребята путают день и ночь. Но знаете, подобные звонки просто так не бывают: значит, очень нужно. И я отбрасываю все свои дела и говорю.
РГ: А звонят-то в связи с чем?
Перминов: Вопросы самые разные, иной раз даже не относящиеся к полету.
РГ: Центр подготовки космонавтов после реорганизации прилично лихорадит. Не потому ли, что проблем, в частности с передачей ЦПК собственности из мин обороны, оказалось больше, чем ожидали?
Перминов: Что касается последнего, то эта работа практически завершена. Да, процесс подзатянулся: из-за большого объема передаваемого имущества, длительного оформления. Однако нам удалось обеспечить непрерывность функционирования центра. А это особенно важно в связи с увеличением экипажей МКС до шести человек.
РГ: Правда, что самолеты, которые задействованы при подготовке экипажей, ЦПК передаваться не будут?
Перминов: С чего вы взяли? В собственность центра переданы 16 самолетов. И они уже используются для решения уставных задач, включая доставку экипажей на Байконур.
РГ: Уже четко решено, что эксплуатация МКС продлится до 2020 года?
Перминов: Да. Недавно в Токио прошло совещание глав космических агентств. Решено не только продлить срок эксплуатации станции до 2020 года, но и оценить возможность продления ресурса ее основных элементов на период до 2028 года.
РГ: Понятно, что МКС - это прежде всего научный проект, но может ли он стать коммерчески выгодным?
Перминов: Знаете, такая задача изначально не рассматривалась. В первую очередь станция должна функционировать как орбитальная космическая лаборатория. Но, конечно, реализация отдельных коммерческих проектов вполне возможна. И партнерами не запрещается.
Как профессионал профессионалу
РГ: Об отказе американцев от полетов на Луну вам лично сообщил руководитель НАСА Чарльз Болден?
Перминов: Да, по телефону.
РГ: Как профессиональный астронавт он не жалел об этом решении своего президента?
Перминов: Как профессионального космонавта Чарльза Болдена воспринимают, возможно, его близкие и друзья в неформальной обстановке. При общении же на уровне глав агентств он проявляет себя исключительно как прагматичный и эффективный руководитель, не давая волю эмоциям и личным пристрастиям.
РГ: А вообще вы лично часто общаетесь с Болденом?
Перминов: Раз в месяц-полтора. Это учитывая крупнейшие международные мероприятия, деятельность рабочей группы по космосу, созданной в рамках президентской комиссии "Медведев-Обама". Но если необходимо, наш разговор может быть организован со всей максимальной оперативностью.
РГ: И все-таки: может ли решение американцев отразиться на планах России?
Перминов: Хотел бы уточнить. Закрытие программы "Созвездие" означает не "отказ" от пилотируемых полетов на Луну, а их перенос на более отдаленную перспективу. Но дело не в этом. Даже с учетом той роли, которую играет международное космическое сотрудничество, Россия как ведущая космическая держава формирует свои программы и планы таким образом, чтобы не зависеть от действий других "игроков".
РГ: Любопытно, что, отказываясь от больших программ, американцы увеличили финансирование НАСА - с 18,7 до 20-22 млрд долларов...
Перминов: Ну, это решение еще не принято. Да и увеличения ежегодного бюджета до 21 млрд долларов НАСА придется ждать еще пять лет. На что пойдут деньги? Это не скрывают: на изучение дальнего космоса автоматами, создание новых технологий, углубление исследований климата Земли. Причем подчеркивается, что развитие пилотируемых программ остается в зоне внимания. Только акцент переносится на более длительное использование МКС.
РГ: За океаном поставили крест на новом пилотируемом корабле "Орион", хотя вбухано в него уже миллионы долларов. Наша программа по созданию новой пилотируемой космической системы "Русь" лишилась серьезного конкурента?
Перминов: Никакой конкуренции не было. Каждая страна тут идет своим путем. Да и крест на "Орионе" не поставлен, все наработки будут переданы в частные руки победителю тендера на создание пилотируемого корабля.
РГ: С прекращением полетов шаттлов основная нагрузка по доставке экипажей и грузов, обеспечению работы станции ляжет на Россию?
Перминов: По доставке экипажей - да. Что же касается снабжения, то помимо российских "Прогрессов-М" эти задачи будут решать грузовые корабли Европейского космического агентства - ATV и Японии - НTV, а также частная американская компания SpaceX, готовящая к полету грузовой корабль Dragon.
Реалии и амбиции
РГ: Анатолий Николаевич, будем откровенны: нашу космическую программу сегодня критикуют за бесперспективность. Мол, и Марс не может быть окончательной целью, нужно, чтобы у каждого поколения были свои амбициозные планы по освоению космоса. Есть тут разумное зерно?
Перминов: Зерно, конечно, есть. Да, нужны значимые, ясные для всего общества перспективные цели. Но одновременно нужно иметь и конкретные предложения по достижению этих целей. Космонавтика стоит на рубеже нового этапа своего развития - перехода от освоенных околоземных орбит дальше в космос. Этот переход очень сложен. Для него нужны новые технологии, новые ресурсы, нужно внедрять новые технологические решения. В том числе в сфере двигателестроения.
РГ: Ученых привлекаете?
Перминов: Как же без них? В космической отрасли вместе с РАН ведется углубленное изучение всей этой проблематики. И надеюсь, в конце года мы получим ответы на многие вопросы: куда должна развиваться российская космонавтика и что конкретно нужно делать, начиная со следующего года, для ускорения этого развития.
РГ: Так на Марс полетим?
Перминов: Технологии межпланетных пилотируемых полетов еще не созданы. Поэтому Луна и Марс - именно те цели, достижение которых позволит создать и апробировать эти технологии.
РГ: Сколько для этого понадобится времени?
Перминов: Даже при современных высоких темпах научно-технического прогресса - не меньше двадцати лет.
РГ: Ну а какие цели будут поставлены дальше?
Перминов: Уже сейчас известно, что очень интересны, прежде всего - в научном, исследовательском смысле, луны планет-гигантов. Так что задач для будущей пилотируемой космонавтики хватит надолго!
РГ: Американцы не постеснялись поменять приоритеты. А может, и нам это сделать? Скажем, ученые говорят, что с точки зрения познания Юпитер более интересен, чем Марс.
Перминов: Мы всегда выступали за последовательность в развитии отечественной космонавтики. Когда раз за разом идет наращивание и возможностей техники, и возможностей обеспечения ее функционирования. Допустим на минуту: вот поставим сейчас задачу изучения Юпитера пилотируемыми космическими комплексами. И что? Реалии таковы, что придется "ухлопать" массу ресурсов и времени, чтобы создать и отработать соответствующую космическую технику. А научные задачи изучения системы Юпитера окажутся без решения.
РГ: Почему?
Перминов: Да потому, что автоматы, которые и принесли основной объем современных данных об этой планете, будут оставаться без финансирования. Пилотируемые проекты полетов на Луну и на Марс также будут без финансирования. И что в результате? Только затраты на перспективную технику без реальной отдачи?
Надо очень осторожно относиться к расстановке приоритетов, уделять самое пристальное внимание достижению реальных целей. Именно это мы и стараемся делать в Федеральной космической программе.
Испытание огнем
РГ: К 2012 году Роскосмос планирует представить эскизный проект ядерного двигателя для корабля-"пилотника". Сколько понадобится денег и лет, чтобы довести это до ума?
Перминов: Создание такой ядерной двигательной установки потребует нескольких десятков миллиардов рублей. Завершение наземной отработки планируется в 2018 году.
РГ: Первый пуск новой ракеты "Ангара" должен быть проведен в будущем году. Но дело, похоже, стопорится. Почему?
Перминов: Работы по созданию космического ракетного комплекса "Ангара" на космодроме Плесецк продолжаются. Успешно прошли "огневые" стендовые испытания универсального ракетного модуля нижних ступеней "Ангары". Это ключевой момент. В настоящее время готовность ракетного сегмента к началу летных испытаний - 80%. Вместе с тем из-за недофинансирования есть отставание по строительству стартового и технического комплексов. Поэтому первый пуск ракеты-носителя "Ангара", скорее всего, будет проведен в 2012 году.
РГ: В первой половине этого года ожидалось, что будет запущена орбитальная обсерватория "Радиоастрон". Какая ситуация?
Перминов: Запуск космического аппарата "Спектр-Р" перенесен на конец года. Поясню. Изначально в проекте участвовали более десяти стран. Но по различным причинам многие зарубежные партнеры из него вышли. Пришлось все делать своими силами, осваивать новые технологии. Например, важнейшим бортовым рубидиевым стандартом частоты вместо швейцарцев вынуждена была заниматься наша фирма из Нижнего Новгорода. Но, кстати, по своим параметрам отечественный прибор превзошел западный аналог.
РГ: Так в чем дело?
Перминов: Пуск ради пуска нам не нужен. Главное, чтобы спутник работал столько, сколько положено. И без сбоев, гарантированно выдавал уникальную научную информацию. Это вопрос надежности всего космического комплекса. Поэтому, не вдаваясь в технические детали, скажу: когда выявились некоторые, казалось бы, и незначительные замечания, было принято решение о доработке системы в целом.
РГ: В прошлом году ожидали запуска к спутнику Марса - Фобосу, отложили на 2011 год. Впервые за много лет вывели научный спутник "Коронас-Фотон", однако он не проработал и года... Теряем позиции в научном космосе?
Перминов: Давайте все-таки говорить конкретно. Возьмем "Фобос-Грунт" - один из наиболее сложных проектов. Почему предложено перенести сроки? Одна из причин - необходимо уточнить характер поверхности Фобоса: чтобы точнее сконструировать устройство для забора грунта. Если грунт слишком твердый, то неправильно выбранный способ его забора может свести к нулю результат столь дорогой экспедиции. Нужна и более надежная отработка составных элементов.
РГ: А как же мы собираемся лететь к Юпитеру, Венере, Меркурию?
Перминов: Никаких сомнений. Принимаются серьезные меры по совершенствованию космической техники и методов ее испытания. В планах заложено создание межпланетных автоматических лабораторий. Все эти проекты или уже имеют статус международных, или предполагают его в дальнейшем. Поэтому, реализуя их, мы несем ответственность не только перед страной, но и перед зарубежными партнерами.
Рокот космодромов
РГ: Что с космодромом в Амурской области? Начнется ли, как обещано, его строительство в будущем году?
Перминов: В 2011 году Спецстроем России будут развернуты работы по строительству обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный. А с 2012 года - по созданию наземной космической инфраструктуры. Все идет поэтапно. До 2015 года планируется создать инженерную и социальную инфраструктуру, построить первую стартовую площадку. В 2015 году предполагается первый пуск ракеты-носителя.
До 2018 года будут созданы основные объекты и инфраструктура второй очереди.
РГ: А макет Восточного уже есть?
Перминов: Макет в работе. На нем будут показаны все объекты с привязкой к местности.
РГ: Кстати, в последнее время все чаще приходится слышать о сложностях, возникающих на космодроме Байконур с запусками ракет "Протон". Кое-кто ведь требует вообще запретить их?
Перминов: Эта проблема касается не всех пусков ракет-носителей типа "Протон", а тех из них, которые используют трассу полета и районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, не вошедшие в договор аренды комплекса "Байконур". Сегодня такие пуски осуществляются в индивидуальном порядке по согласованию с правительством Республики Казахстан. Что, конечно же, не совсем удобно для нас.
Переговорный процесс по заключению нового соглашения продвигается. Правда, не так быстро и легко, как хотелось бы. Но, учитывая наши добрососедские отношения с Казахстаном и общие интересы на космодроме, надеюсь, все решим.
РГ: Срок аренды космодрома Байконур у Казахстана определен до 2050 года. Космодром будет развиваться технически?
Перминов: Безусловно. Более того, совместно с казахстанскими партнерами активно работаем над проектом создания совершенно нового, экологически "чистого" космического ракетного комплекса "Байтерек". Он создается в том числе для запусков "Ангары".
Мечта туриста
РГ: Просто не могу не спросить: когда туристы вновь смогут покупать билеты в космос?
Перминов: Пока ничем не порадую. После увеличения экипажа МКС до 6 человек такая возможность отсутствует.
РГ: Известно, что некоторые зарубежные коммерческие структуры проявили интерес к приобретению корабля "Союз" вместе с командиром для туристических полетов. Как вам такая идея?
Перминов: Чтобы ее реализовать, нужно дополнительно делать пилотируемые корабли. А это достаточно большая проблема. Прежде всего не надо забывать: общий цикл изготовления корабля - 2,5 года. Кроме того, у нас напряженнейший на ближайшие несколько лет график запусков "Союзов" и "Прогрессов" - примерно десять в год.