В Северной столице продолжается эксперимент по утилизации автохлама

За первый месяц переработано более тысячи машин.

Одновременно выявлены и устранены первые недостатки программы, налажена обратная связь с потребителями. Появились и спорные вопросы для обсуждения. Один из них - экологичность программы. Ключевым аргументом спора здесь становится отсутствие шредерных (измельчительных) установок у переработчиков.

"В Германии тысяча двести утилизаторов и сорок семь шредерных установок с мощностью до тысячи автомобилей в год. У нас же для переработки сорока тысяч автомобилей должно быть не четыре, как сейчас, а сорок шредерных установок", - говорит исполнительный директор Санкт-Петербургской ассоциации переработки отходов производства и потребления (рециклинга) СПАР Вячеслав Прохоров.

Правда, не все эксперты согласны с тем, что проблема только в измельчителях. "Дело не в количестве шредеров, а в количестве пунктов демонтажа. В Германии, например, на один такой аппарат приходится от трехсот пятидесяти до тысячи аккредитованных пунктов сбора и "осушки" автотранспортных средств, в России - на один шредер работают не более десятка заготовителей металлолома", - говорит Владимир Корнилов, независимый эксперт по утилизации промышленных отходов. Эти пункты обеспечивают глубину переработки автотранспортного средства (АТС), которой отечественный рециклинг еще не может похвастать.

По словам эксперта, существующая во всем мире индустрия утилизации позволяет перерабатывать более восьмидесяти пяти процентов от массы машины, в России эта цифра не превышает пятнадцати процентов, что делает отрасль экологически вредной. При этом мировой авторециклинг - прибыльное дело. По статистике, в Европе рентабельно перерабатывают и используют около двух десятков автокомпонентов. Кстати, с начала 2010 года стоимость тонны российского лома увеличилась на две с половиной тысячи рублей, или почти на тридцать процентов, и достигла на данный момент девяти тысяч рублей.

"Во всем мире под авторециклингом понимается не только повторное использование некоторых деталей и узлов, переработка и возвращение в производство материалов, но и выработка энергии за счет сжигания неперерабатываемой части отходов автомобиля", - комментирует ситуацию Корнилов.

Другие эксперты менее категоричны в своих суждениях.

Как говорит начальник городского управления по обращению с отходами производства и потребления (УООПиП) Всеволод Хмыров, цель эксперимента - выработка предложений для принятия федерального закона о постоянно действующей системе рециклинга. Другими словами, на этапе становления нового механизма возможны ошибки. Эксперимент закончится, его результаты будут проанализированы и лягут в основу постоянно действующего механизма утилизации. Причем выводы по эксперименту будут сделаны достаточно быстро - уже к 1 июля, а не к 1 сентября, когда УООПиП должен был направить необходимые документы в Москву.

По словам чиновника, требования к деятельности пунктов утилизации уже разработаны и внедрены. Если что-то в схеме и дает сейчас сбой, так это только из-за того, что объемы рециклинга еще достаточно низкие, ведь программа только набирает обороты.

С чиновниками согласны и многие участники программы. "Данный этап является только стартом, но отрасль должна развиваться дальше, - комментирует заместитель директора завода-переработчика автомобилей Павел Ефимов. - Все специалисты на разборке соблюдают правила захоронения опасных отходов, поэтому проблемы как таковой нет".

Впрочем, все без исключения эксперты сходятся в одном: главное, чего не хватает рынку сегодня, - действующего закона об ответственности производителя за утилизацию его продукции.

В нашей стране очень много подержанных иномарок, завезенных в Россию в разные годы. Во многих странах, где эти машины производились, в их продажную стоимость уже была заложена цена последующей утилизации. Деньги остались за рубежом, а средства на переработку, как и на захоронение автомобиля, будут изыскиваться в бюджете. При этом только очистка одного авто стоит около двух сотен долларов, а стоимость захоронения твердых отходов доходит до ста пятидесяти долларов за тонну.

Пока не появится российский закон об ответственности производителей за утилизацию, авторециклинг будет нерентабельным бизнесом.

Справка "РГ"

По данным экспертов, около 40 гектаров территории Санкт-Петербурга занято авторухлядью. Это почти 25 тысяч машин, что сопоставимо с половиной всех российских автомобилей, ежегодно выбывающих из строя. Только 5 процентов из этого количества утилизируется.