С начала этого года посылки, особенно из-за рубежа, стали доходить до адресата мучительно долго.
Вместо привычных двух недель ожидания они стали зависать на два и более месяца. Были случаи, когда бандероль шла по три-четыре месяца. С 30 марта пост "Международный почтамт Московской таможни" даже начал работать в круглосуточном режиме, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию. Корреспондент "РГ" попытался выяснить, "что произошло?" и, главное, "что делать?"
Сметаем интернет-полки
Почтовики объясняют происходящее так: наш народ, овладевший Интернетом, стал сметать с европейских и американских интернет-аукционов и магазинов все подряд. Число интернет-посылок увеличилось, и вот - печальный результат...
Но этот ответ никого не удовлетворяет. Да, люди стали чаще приобретать вещи по Интернету. Ну и что такого? Заказы товаров в Сети не только в России, но и во всем мире набирают все большую популярность. В чем неожиданность-то?
По логике вещей, почтовикам надо радоваться всплеску экономической активности населения во время мирового финансового кризиса. В конце концов, услуга не благотворительная - люди платят за доставку посылок свои кровные.
Тем не менее система не справилась с загрузкой. То ли таможенники не смогли проверить возросшее число посылок из-за границы, то ли сами почтовики не соответствуют современным требованиям.
По большому счету, нам с вами необязательно знать эти нюансы. Интерес представляет только ответ на один вопрос: когда "систему починят"?
"Почта России" объявила о запуске московского регионального автоматизированного сортировочного центра стоимостью 3,5 млрд рублей. Пока он загружен на треть, но как раз сегодня, 15 апреля, начнется переключение на него почтовых потоков Москвы и восьми регионов Центрального федерального округа. Центр будет обрабатывать около 3 миллионов отправлений в сутки. Осенью подобный заработает в Питере, а всего планируется запустить 22 автоматизированных сортировочных центра по всей стране, что кардинально закроет проблему.
Но это, так сказать, хорошая новость. Увы, есть и плохая: на проект в полном объеме у почтовиков нет денег. Рассчитывают на господдержку. А у государства сейчас и без них как никогда много просителей. Но если из казны почте не подсобят, то, как туманно говорят в "Почте России", процесс "растянется на долгие годы".
За три дня, за три дня...
Интернет-магазины есть и в нашей стране. И у их иногородних клиентов, как правило, имеется выбор. Оплачиваете покупку и заказываете доставку товара: либо традиционной почтой, либо одной из транспортных компаний. Их сейчас примерно полдюжины, условия и расценки похожие.
Провожу эксперимент на себе: заказываю в питерском интернет-магазине несколько технических книг. Сумма к оплате: 1500 рублей. Оплачиваю товар через банковский счет, это добавляет к моим расходам еще около 90 руб.
Деньги магазин получил через день, что, кстати, довольно долго. С частными лицами (например, продавцами на интернет-аукционах) гораздо проще, они охотно принимают деньги банковскими переводами (два процента к сумме) или на счет в Сбербанке (вообще бесплатно). Деньги доходят быстро, буквально от нескольких минут до нескольких часов. Небольшие суммы, бывает, по взаимной договоренности можно просто положить продавцу на мобильный телефон.
В моем случае сотрудник магазина отвез заказ в автотранспортную компанию и сообщил мне по электронной почте номер квитанции. Захожу на сайт компании, вбиваю буквенно-цифровой код, время отправления и пункт назначения. Высвечивается информация: ваш груз там-то...
По приходу в Москву мне на телефон приходит эсэмэска: груз можно забрать на центральном складе на юге Москвы, причем в любое время суток, либо попросить перевезти его в один из офисов, который ближе к дому. В последнем случае срок получения увеличивается на сутки, но доплачивать ничего не надо.
Свои книги я получил через 3 суток, заплатив компании за доставку 300 рублей. К слову, если бы заказал целый ящик весом полцентнера, то цена осталась бы прежней.
Практически одновременно мне из Санкт-Петербурга в частном порядке отправили бандероль традиционным почтовым путем. В мой город в ближнем Подмосковье она пришла... ровно через 18 суток.
Еще недавно посылки и бандероли доходили примерно вдвое быстрее. Интересно, каким образом "заторы" на пути зарубежных интернет-магазинов сказались на наших внутренних отправлениях?
Из Кишинева - с ветерком
У традиционных почтовых доставок появляется все больше "альтернатив". Целый ряд зарубежных интернет-магазинов (в Киеве, Риге, Таллине и пр.) предлагает россиянам довериться их собственным "логистическим схемам".
Ну что же, значит, предстоит еще серия экспериментов по типу "проверено на себе".
Как происходит оплата товара - я уже рассказал. Со многими странами-соседями нет нужды даже тратиться на дорогие переводы типа "вестерна". Наши банки имеют там свои филиалы, поэтому услуга стоит недорого. Забавная схема получения товара. Из Киева или Львова доставка по железной дороге, через проводников. Причем подъехать на вокзал можно в довольно широкий промежуток времени, проводники постоянно на месте. Из Кишинева - с водителем международного автобуса, и встречать груз нужно на автовокзале в строго указанное время.
Самые удивительные услуги по доставке предоставляют прибалтийские товарищи. Там по телефону договариваешься с "экспедиторами", передача бандеролей - в удобном вам районе города. Как эти "экспедиторы" получают груз - не ваше дело.
При этом менеджеры магазинов отличаются удивительным законопослушанием. Не стоит даже в шутку просить продать в Россию что-то запрещенное. Об оружии и наркотиках даже шутить не стоит. Не поймут. Никому не нужны проблемы.
Что в этих магазинах продают-покупают? Да что и везде: технику, вещи, музыкальные диски, игрушки, парфюмерию. А еще - антиквариат, во времена кризиса и непредсказуемости курсов валют, старые вещи в особой цене.
Очевидный минус всех "альтернативных" схем доставки товара из-за границы - нет документально оформленных гарантий для потребителя. Проще говоря - налицо риск стать жертвой интернет-мошенников. Это понимают как продавцы, так и покупатели, поэтому сделки часто совершаются по личным рекомендациям. И их объемы не велики.
Иногородняя торговля внутри страны с использованием автотранспортных компаний имеет куда большие перспективы. Но есть одно обстоятельство, которое перечеркивает их достоинства. Даже самая продвинутая компания в лучшем случае располагает несколькими сотнями складов-терминалов. В Москве у крупных транспортников по два-три склада, причем расположены они не слишком удобно. Что и понятно, земля в столице дорогая. А это значит, что "Почта России" со своими 42 тысячами почтовыми отделениями и сегодня, и в обозримом будущем сохранит свой главный конкурентный козырь: покрытие огромных территорий.
На официальных сайтах автотранспортных компаний и "Почты России" есть специальный сервис под названием "Отслеживание почтовых отправлений" или "Движение груза". Чтобы воспользоваться ими, вам потребуется информация об идентификаторе (речь о почтовых отправлениях с объявленной ценностью). Это внутрироссийский 14-символьный или международный код или просто номер квитанции.
У каждой компании - своя система, но суть одна: вбиваете в указанную графу номер квитанции, нажимаете на кнопку и получаете результат. То есть узнаете, где сейчас ваша посылка.
Контрольные сроки пересылки посылок между городами и административными центрами России - на сайте Почты России: http://fc.russianpost.ru/DownLoad/For_Site/Uslugi/Post/Doc26.doc