Идея слияния столицы Среднего Урала и городов-спутников вновь активно обсуждается общественностью. Почему власти муниципальных образований не спешат поддерживать проект "Большой Екатеринбург", выяснял корреспондент "РГ".
Столичные амбиции
Напомним, идея создания агломерации возникла несколько лет назад, в ходе разработки стратегического плана развития Екатеринбурга. Речь прежде всего идет об объединении "первого пояса" вокруг уральской столицы: Арамили, Березовского, Среднеуральска и Верхней Пышмы. "Второй пояс" - Сысерть, Полевской, Ревду, Дегтярск, Первоуральск - создатели концепции "Большого Екатеринбурга" также не обошли вниманием. Сторонники "Большого Екатеринбурга" перечисляют главные плюсы: сообща можно более успешно регулировать ситуацию на рынке труда, создать единую транспортно-логистическую инфраструктуру, снизить экологическую и производственную нагрузку на мегаполис, а в малых городах развить сферу торговли и услуг...
По словам директора Института экономики УрО РАН, председателя Общественной палаты Екатеринбурга академика Александра Татаркина, во многих развитых странах градостроение развивается по пути агломерации. Например, вокруг Стокгольма восемь спутников, а к 2015 году планируется довести их число до 12-15. Скоростные электрички за полчаса доставляют жителей этих поселений до центра столицы. На содержание близлежащих городков в бюджете Стокгольма выделены средства, которыми распоряжается руководство спутника. У каждого из этих городов есть собственная исполнительная власть и депутатская ячейка в заксобрании Стокгольма.
Считается, что в России пока нет классических агломераций, но это, уверены ученые, вопрос времени. По словам Татаркина, с началом кризиса многие жители городов-спутников фактически перебазировались в Екатеринбург: ежедневно на работу сюда приезжают не менее ста тысяч человек.
- До кризиса работать в Екатеринбург ездила пятая часть жителей, сейчас уже 30-40 процентов. Но ведь и из Екатеринбурга люди приезжают работать на предприятия Березовского, многие екатеринбургские предприниматели развивают здесь бизнес. Налицо и культурная интеграция, - рассуждает Вячеслав Брозовский, глава 67-тысячного Березовского, что в 12 километрах от Екатеринбурга. - Большие миграционные потоки в областной центр неизбежны. Важный нюанс: НДФЛ иногородних работников оседает в бюджете столицы Среднего Урала, а в выходные люди возвращаются в свои города и требуют, чтобы там были хорошие тротуары, ремонтировались дома и прочее. По сути, агломерация уже состоялась, но зачем загонять естественный процесс в искусственные рамки? Нужен обычный рабочий диалог.
Хотя соглашение о намерениях сотрудничать подписали практически все города-спутники, объединяться де-юре муниципалитеты не хотят. По мнению инициаторов проекта, главный тормоз реализации плана создания "Большого Екатеринбурга" - психологический. Соседние города боятся потерять самостоятельность и слиться с областным центром, став всего лишь его пригородом. Амбиции чиновников мегаполиса понятны: тогда Екатеринбург обогнал бы по числу жителей Нижний Новгород и мог законно претендовать на звание "третьей столицы" России. Однако недавно разработчики проекта попытались развеять эти опасения:
- Речь не идет о слиянии спутников с Екатеринбургом, главная задача сейчас - согласованно решать совместные проблемы, - говорит Александр Татаркин. - Все муниципалитеты могли бы перечислять средства в общий фонд развития Большого Екатеринбурга. В одиночку решать масштабные задачи сложно. Так, выездное заседание в Дегтярске показало, что 40 процентов населения там сидит без работы либо занято лишь временно...
Насильно мил не будешь
Дегтярск, что в 40 километрах от Екатеринбурга, называют городом шахтеров и пенсионеров. Раньше это был "донор" с медными и золотосодержащими рудниками, но потом карьеры заморозили, а шахты закрыли. Однако сказать, что большая часть населения сидит без работы, нельзя, уверена заместитель главы Дегтярска по экономике и финансам Ольга Козлова.
- На 15,9 тысячи населения - говорит она, - у нас 369 субъектов малого предпринимательства, не считая малых предприятий, которые зарегистрированы в Екатеринбурге, но работают в Дегтярске и создают дополнительные рабочие места. Те, кто не востребован на территории города, ездят работать в Ревду, Екатеринбург, не все оформляются на работу официально, поэтому числятся в официальной статистике как безработные. В городе не настолько все плохо, как пытаются представить активисты "Большого Екатеринбурга". Развиваются инвестиционные площадки: карьер по добыче золота, научно-производственный комплекс по нейтрализации сточных вод, заканчивается строительство первого корпуса завода по производству фильтровального оборудования, открывается после реконструкции хлебозавод. Мы не видим особых плюсов от идеи объединиться. Тем более печальный опыт у нас есть, город уже был объединен с Ревдой. Не так давно поселок Шабры в числе двух десятков населенных пунктов присоединили к Екатеринбургу, однако знакомые, которые живут в
Шабрах, видят в этом одни минусы и предпочитают ездить на работу в Дегтярск.
Главы некоторых других "спутников" тоже не в восторге от проекта.
- Принимать в нем участие нашему городу нецелесообразно, - объясняет свою позицию корреспонденту "РГ" глава городского округа Среднеуральск Виктор Злодеев. - Мы находимся в разных весовых категориях: нельзя сравнивать наполняемость бюджетов Екатеринбурга и Среднеуральска. Доходная часть нашего бюджета формируется за счет двух основных налогоплательщиков - ГРЭС и птицефабрики. К счастью, оба предприятия пережили кризис с минимальными потерями, и поступление налогов в казну осталось практически на докризисном уровне. Однако объем этих средств, а также поступлений из других источников минимален и позволяет финансировать только текущие расходы территории. О развитии говорить уже не приходится. Отчисление каких-либо взносов в фонд "Большого Екатеринбурга" нам просто не по силам. Однако я приветствую и считаю закономерным образование единого экономического пространства, включающего столицу Урала и города-спутники. Интересы населения и участников рынка в этом случае могут быть удовлетворены более полно.
Например, рассматривается возможность построить на окраине Среднеуральска современный мусороперерабатывающий завод. Цена проекта - 150 миллионов евро (планируется привлечение иностранного капитала). Экологически чистая технология переработки позволит решить одну из наболевших проблем - утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - не только для Среднеуральска, но и в первую очередь для Екатеринбурга.
Другой пример. Среднеуральск с точки зрения географического положения, транспортной инфраструктуры и природных условий привлекателен для комплексной застройки. Возведение жилых микрорайонов с развитой сетью торговли, общественного питания, различного рода услуг поможет привлечь в город бизнес. Администрация Среднеуральска уже готовит аукцион на право реализовать подобный проект. Есть и потенциальные инвесторы из Екатеринбурга.
Идея из прошлого
Оказывается, программа развития свердловской агломерации была спроектирована в советские времена в районной планировке Свердловской области. Называлась она "Свердловский внутриобластной район" (СВОР) и была принята в 1975 году.
- Суть программы заключалась в активном развитии внутриобластной кооперации, создании и развитии мощных производств, транспортных путей, - рассказывает заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики УрГЭУ Евгений Анимица. - Плодами этого сотрудничества мы пользуемся до сих пор.
Впервые об агломерациях заговорили в конце 50-х годов, в СССР возникли четыре научные школы, изучающие это явление, но с перестройкой программа прекратилась. Вспомнили о ней в 2007 году: согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, агломерации признаны перспективными зонами опережающего развития. Особенно на Урале - единственном регионе в стране, где есть четыре города-миллионника: Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа.
- Безусловно, нужно вспомнить советский опыт и принять новую программу, - считает Евгений Анимица. - Но объединять города юридически не стоит. Наши чиновники не научились работать на условиях компромисса. Кроме того, не решена проблема финансирования разработки территориального плана, проектных работ, а ведь счет идет на десятки миллионов рублей.
Алла Щербинина, заместитель директора Центра региональных экономических исследований УрГУ:
- Мировой опыт показывает, что формирование агломераций искусственным путем нежизнеспособно и малоэффективно. Регулировать процесс нужно с помощью таких механизмов, как совместное планирование структуры территорий и совместное решение проблем инфраструктуры. Необходимо развивать горизонтальные связи между администрациями муниципалитетов для принятия согласованных обдуманных решений.
Нельзя забывать и о рисках при реализации подобных проектов. В первую очередь существует опасность доминирования более сильного муниципалитета и ущемления слабых участников. Во-вторых, может проявиться так называемая проблема "безбилетника", или фрирайдера, - уклонение участника от оплаты общих благ. Вероятно и обострение экологических проблем, связанных с ростом уровня урбанизации.
Создание общего фонда агломерации до тех пор, пока не достигнуты основные договоренности относительно структуры, определения ролей муниципалитетов (выделение своего рода производственной специализации каждого) и общей концепции "Большого Екатеринбурга", видится преждевременным. Этому препятствуют и ужесточившиеся требования к формированию муниципальных бюджетов и общая их слабая наполняемость в связи с кризисом.