В этом году дорожники ЦФО в основном ограничатся мелким ремонтом

На ремонт и содержание дорог в этом году из региональных бюджетов повсеместно выделяется меньше средств, чем год назад.

Кроме того, федеральный центр от практики предоставления на эти цели субсидий перешел к системе займов. Для областных и муниципальных властей начался непростой период - необходимо максимально эффективно распределить средства.

Тверь

По протяженности дорог регион занимает второе место в ЦФО - более 15 тысяч километров. Чтобы поддерживать такую сеть в пристойном состоянии, требуются миллиарды и миллиарды. Для решения этой задачи в 90-е годы в региональном парламенте сформировалось профессиональное дорожное лобби. До последнего времени оно успешно выбивало деньги из всех возможных источников.

Ощутимо помогал субсидиями и федеральный центр. Так, в 2006 году региону было безвозмездно передано 400 миллионов рублей. Наиболее "урожайным" на деньги выдался 2008 год: дорожникам предоставили более 2,5 миллиарда, в том числе 828 миллионов - из федерального центра. Благодаря этому началась реконструкция аварийных участков трассы "Балтия", которую водители давно окрестили "дорогой смерти". Правда, стоит отметить: "шальные" деньги расхолаживали дорожников и качество выполненных работ зачастую не выдерживало критики.

Теперь все изменилось. Впервые за долгие годы федеральное финансирование дорог области будет практически нулевым. Основное бремя расходов легло на региональный бюджет. Так, из общей суммы запланированных дорожных расходов (без средств муниципалитетов) в 1,792 миллиарда рублей региональная казна профинансирует 1,781. То есть практически все. Этого, конечно, недостаточно. Поэтому региональные власти запросили кредит на 300 миллионов у федерального дорожного агентства.

В связи с тем что отношения центра и регионов в части финансирования дорожной отрасли переходят на хозрасчет, в Тверской области серьезные изменения произошли и на региональном уровне. Так, с 1 апреля дороги третьего класса переданы на содержание муниципалитетам. Поскольку все они жалуются на скудность своих бюджетов, им выделяется 320 миллионов рублей - на условиях софинансирования расходов.

Во-вторых, провозглашен принцип "не количество, а качество". Власти считают: пусть за год будет отремонтирована только одна дорога, зато - качественно и надолго. Изменилась и структура расходов: теперь больше средств будет направляться на капремонт дорог. Строить же будут на федеральные кредиты. И, наконец, для выявления приоритетных объектов капремонта внедрен принцип открытости. То есть свои заявки и пожелания может высказать каждый житель Тверской области.

Калуга

В Калужской области объем ассигнований на дорожное хозяйство в этом году несколько увеличится, но для масштабного капитального ремонта автотрасс денег не хватит. В связи с этим, по словам регионального министра дорожного хозяйства Александра Новикова, основной упор будет сделан на ремонт и поддержание дорог в безопасном состоянии. Главное внимание при этом будет направлено на те из них, по которым ходят школьные автобусы.

- Всего на нужды отрасли в прошлом году был потрачен 1 миллиард 772 миллиона рублей, - сказал на пресс-конференции Александр Новиков. - Самая большая часть ушла на строительство дорог - 60,3 процента всех средств, на ремонт истратили 2,1, а на содержание - 37,6 процента.

В этом году направляемая на эти цели сумма выросла до 2,5 миллиарда, 980 миллионов из которых - кредит государственного бюджета. Перечень реконструируемых и ремонтируемых объектов в настоящее время проходит процедуру согласования в Федеральном дорожном агентстве России.

Особое внимание, по словам министра, уделяется качеству дорожного полотна. В регионе уже применяются современные ремонтные технологии, дорожники владеют необходимой техникой. А по предложению губернатора Анатолия Артамонова в ближайшее время на калужской объездной дороге решено создать экспериментальный участок. На нем 500-метровыми отрезками уложат разные виды современных покрытий. Технология, показавшая лучшие качества, будет принята за основу для дальнейшего применения на дорогах региона. Это, возможно, позволит уйти от утомившего жителей областного центра ямочного ремонта. По словам калужан, он ежегодно проводится на одних и тех же улицах.

 Кстати, власти советуют автомобилистам пользоваться разделом "Ремонт дорог онлайн", размещенным на сайте городской управы . Управление городского хозяйства оперативно вносит сюда списки улиц, на которых ведутся дорожные работы.

Липецк

"Содержание и ремонт дорог" стало одной из тех статей расходов бюджета Липецкой области, которые существенно сократили. В региональной казне на текущий год заложено на эти цели всего 850 миллионов рублей, тогда как в прошлые годы было порядка двух миллиардов. В связи с нехваткой денежных средств не будет ни капремонта, ни строительства новых дорог. Предусмотрены только работы по поддержанию дорожного полотна в надлежащем виде и завершению уже начатых проектов.

- В этом году закончится строительство дороги Екатериновка - Никольское, начатое в 2009-м, одного из подъездных путей, возведение которого ведется уже третий год, строительство и капремонт путепровода на автодороге Липецк - Данков, - рассказал корреспонденту "РГ" замначальника облуправления дорог и транспорта Владимир Мартынов.

Между тем в начале года в Липецке открылась магистраль, которая, по словам специалистов, соответствует не только отечественным, но и европейским стандартам. Дорога на улице Стаханова приросла тремя дополнительными асфальтированными полосами, развязками и ультрасовременным светофорным оборудованием. При ДТП или возникновении других непредвиденных ситуаций здесь дистанционно можно корректировать движение транспорта - как это делал бы регулировщик. При возведении дорожного полотна впервые был применен метод армирования асфальтобетонного покрытия геосеткой. Это должно обеспечить особую прочность и свести к минимуму образования микротрещин, расслоений и колейности. Специалисты пообещали, что магистраль сможет прослужить без ремонта не менее пяти лет.

Тамбов

В этом году на ремонт и строительство дорог региону выделен один миллиард рублей - по подсчетам чиновников, втрое меньше необходимого. Да и эти средства пойдут в основном на обустройство дорог к возводимым предприятиям АПК. В Тамбове же продолжится ямочный ремонт.

 В 2007 году муниципальные власти заявили, что отныне с такого рода работами в городе покончено. Основания для столь оптимистичного заявления были: на реконструкцию дорог город получил тогда более 600 миллионов рублей - в десять раз больше обычного.

Федеральный центр от практики предоставления субсидий для дорожных работ перешел к системе займов

Ремонт, действительно, затевался капитальный. По заявлению властей, с гарантией как минимум на пять лет. Планировалось не просто "закатать" дороги в асфальт и "отполировать" его битумом, как это делалось прежде, а реконструировать - с применением современных технологий. Власти также собирались обновить тротуары, бордюры, колодцы, обустроить парковочные "карманы" для автомобилей. Чтобы сделать все по уму, специалисты горадминистрации разработали график работ, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами.

Солидные средства на обустройство дорог Тамбов получил и в 2008 году. Но капитально, причем с большими оговорками, удалось отремонтировать только две основные улицы и часть Рассказовского шоссе. И когда нынешней весной дорожники вновь взялись за привычный ямочный ремонт, это вызвало множество упреков в адрес местных властей.

Глава администрации Петр Черноиванов ответил публично: без ямочного ремонта обеспечить безаварийное передвижение транспорта по городу невозможно. И признался, что дороги в городе не ремонтировались капитально более 20 лет. То есть миллиард рублей "с хвостиком", закатанный в асфальт по современным технологиям, был потрачен напрасно. Глава назвал и причины расточительности: во-первых, дешево строили, но дорого эксплуатировали, во-вторых, аукционами на подряд нередко пользовались мошенники, в-третьих, текущий ремонт дорог жители "ошибочно приняли" за капитальный.

В этом году на работы в городе планируется потратить порядка трехсот миллионов рублей. Продолжится строительство ливневой канализации на Моршанском шоссе, с регулярным затоплением которого власти сражаются уже более 30 лет. Губернатор Олег Бетин давно решает вопрос о передаче этой дороги в ведение федерального центра и получить оттуда финансирование на ее реконструкцию, но безуспешно.

Орел

Орловские власти вдвое сократили финансирование ремонта дорог областного центра. В начале 2000-х на ремонт и строительство улично-дорожной сети из городского бюджета выделялось около ста миллионов рублей в год. В то время еще работало крупное муниципальное дорожно-строительное предприятие с мощным парком техники, собственными заводами по производству тротуарной плитки и асфальта. Финансирование сокращалось каждый год, и сегодня это МУП - банкрот. На рынке действует немало других организаций, но сотрудничество с ними обходится дороже.

По словам мэра Орла Виктора Сафьянова, в текущем году в городском бюджете на ремонт дорог заложено всего около 20 миллионов рублей. Для сравнения: в 2009-м было выделено 40. По сути, если проследить динамику финансирования дорожных работ за последнее десятилетие, это антирекорд.

Впрочем, ранее выделенной из муниципальной казны суммой все и ограничивалось, а теперь в Орле стараются привлекать средства из федерального центра, а также брать целевые кредиты. В итоге, по оценкам специалистов, в этом году Орел затратит на дороги свыше 100 миллионов рублей. Правда, и этого мало. По словам начальника МУ "Управление коммунальным хозяйством" Николая Рвачева, чтобы содержать дороги областного центра в точном соответствии с нормативами, необходимо ежегодно тратить на эти цели около 550 миллионов рублей, то есть примерно пятую часть городского бюджета. Такой возможности у мэрии нет.

Что касается региона, то в 2010 году расходы областного бюджета на содержание дорог составят 486 миллионов рублей. Кроме того, власти Орловщины рассчитывают на кредит из федерального центра - 146 миллионов рублей.

Воронеж

На содержание воронежских дорог регионального подчинения по-прежнему остро не хватает средств. По федеральным нормативам на 8,6 тысячи километров нужно 6,3 миллиарда рублей. Между тем в бюджете области заложено только 660 миллионов.

Из них 50 пойдет на ремонт моста у села Белогорье, 32 - на дорожную разметку, восемь - на ремонт аварийных участков, где курсируют междугородные и школьные автобусы. При этом треть годового лимита средств на содержание дорог уже освоена: коммунальщики чистили от снега проезжую часть и обочины, обрабатывали полотно противогололедными материалами, боролись с паводком.

На ремонт дорожных объектов в 2010 году выделят около 200 миллионов. Хотя, если соблюдать все нормы, эта сумма должна бы превысить пять миллиардов. Большинство региональных дорог построено более 30 лет назад и не выдерживает современную нагрузку. А объемы "недоремонта" постоянно растут. Это неизбежно приведет к разрушению полотна, и средств на восстановление, а то и строительство, понадобится на порядок больше.

Так или иначе, ямочный ремонт начался: в плане на апрель - три тысячи километров. До конца месяца городские власти проверят техническое состояние дорог, построенных или отремонтированных в 2007-2009 годах: эти дороги еще находятся на гарантии.

Специалисты выявили наиболее аварийные участки - их общая протяженность порядка двухсот километров. На ремонт требуется примерно 600 миллионов, но намечено потратить 128 миллионов - часть кредита из федеральной казны. В целом заемные средства должны составить почти 430 миллионов. Они пойдут также на завершение северного обхода райцентра Лиски и реконструкцию набережной Массалитинова в Воронеже (чтобы вывести две проходящие через город федеральные трассы за пределы центра). Кроме того, при условии выделения дополнительных средств - вопрос находится на рассмотрении в правительстве РФ - планируется реконструкция северо-западного обхода Воронежа. Что касается магистралей федерального подчинения, то в 2010 году в пределах области продолжатся работы на магистрали "Дон".