Столичные власти более осторожны в оценках преодоления кризиса, чем премьер

"В столице появились первые робкие ростки оживления экономики после кризиса", - заявила вчера на пресс-конференции руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина.

Свидетельством тому, по ее мнению, являются итоги первого квартала, в течение которого индекс промышленного производства составил 97,5 процента к аналогичному периоду прошлого года. Но сказать на основании этого, что рецессия московской экономики осталась позади, как накануне заявил, говоря о России в целом, премьер правительства, главный столичный экономист не рискнула. "Надо посмотреть, как дело пойдет хотя бы еще во втором квартале", - сказала она. И пояснила: о самочувствии экономики принято судить по двум основным показателям. Первый - это инвестиции в основной капитал, которые в Москве составили с начала года лишь 71 процент по сравнению с прошлым годом в отличие от страны, где уже есть прибавка в размере 0,7 процента. Да и второй показатель - индекс промышленного производства пока нестабилен, в некоторых отраслях появился прирост объемов производства, а в некоторых по-прежнему продолжается падение. "Причин нестабильности две, - подчеркнула Оглоблина. - Это отсутствие дешевых кредитов и износ основных фондов - в Москве он составляет 36 процентов при общероссийском 45 процентов (по данным 2008 года - более свежих нет).

Ситуация в строительстве немного получше. По крайней мере самая масштабная строительная площадка столицы - Московский международный деловой центр "Москва-Сити", уже не пугает брошенными остовами небоскребов. "Ни один инвестор не отказался от своего объекта, - заметила по этому поводу Марина Оглоблина. - Все уверенно заявляют, что введут их в строй, правда, чуть попозже - если не в декабре, то в феврале или марте будущего года".

Далее Марина Оглоблина подтвердила, что на решение одной из главных проблем - ликвидации дефицита дорог - в этом году будет затрачено, как и предусмотрено бюджетом, 37 миллиардов рублей. "Хотелось бы, конечно, больше, - призналась она. - Но приходится искать баланс между потребностями и возможностями". Выделенных же средств хватает на то, чтобы продолжать вести начатые работы на основных магистралях: реконструкции Ленинградского проспекта, Дмитровского и Варшавского шоссе, продолжении строительства Четвертого транспортного кольца.

Жилья в первом квартале сдано в эксплуатацию 338 тысяч квадратных метров из 3 миллионов, которые планируется построить до конца года. Из бюджета на эти цели выделено 45 миллиардов рублей. На эти деньги для очередников и переселенцев из пятиэтажек и ветхого жилья будет возведено 738 тысяч квадратных метров.

"На что правительство Москвы пустит в первую очередь средства, если у города появятся доходы сверх запланированных? - поинтересовались журналисты. Марина Оглоблина отнеслась к самой такой возможности весьма скептически. Даже то, что в первом квартале в городской бюджет поступило денег больше, чем планировалось, настроя не изменило: "Разве это превышение доходов - один миллиард рублей! - сказала она корреспонденту "РГ". - Если уже утвержденная адресная инвестиционная программа не подкреплена 30 миллиардами рублей".

Тем нереальнее на этом фоне кажется задача, которую поставил мэр Москвы Юрий Лужков перед чиновниками на последнем заседании столичного правительства: вернуться к докризисной сотне в строительстве детских садов. Напомню: в 2008 году их было введено в строй три десятка, в программе на этот год записано 33. Так на какие же деньги, спрашивается, совершать новый рывок? "Нам даны две недели на то, чтобы внести предложения", - уклончиво ответила Оглоблина. Точно так же повис в неизвестности пока вопрос социальной ипотеки для приобретения "народного гаража", которую обещали столичные власти в этом году всем желающим москвичам обзавестись законным машино-местом. "Скорее, мы сможем лишь говорить о разнообразных формах поддержки тех москвичей, кому не по карману купить "народный гараж, - сказала руководитель департамента экономического развития. - Например, в виде аренды машино-места - для этого специально город берет себе в собственность 5 процентов от числа всех построенных в городе".

И напоследок - приятная новость. "Среднемесячная зарплата в Москве за февраль по сравнению с февралем прошлого года выросла на 10 процентов и составила 35 600 рублей", - сообщила Марина Оглоблина. А абсолютные расходы горожан на горячую воду и отопление квартир в этом году будут на 10-15 процентов меньше прежних. Сокращение произошло благодаря тому, что Москва первой в стране почти полностью перешла на расчеты за энергоресурсы по фактическому потреблению. "И если вдруг кто-то из москвичей увидит в своей платежке, что сумма платежа там вдруг выросла, - обратил особое внимание журналистов глава ОАО "МОЭК" Александр Ремезов, - то знайте - это обман или грубейшее нарушение технологии".