До нынешнего пробуждения Эйяфьятлайокудль "дремал" почти 190 лет. Зато извержение 1821 года запомнилось современникам как настоящее светопреставление: пепел тогда висел на высоте 10-12 км около года. Рассеивался крайне медленно: первые 3-4 месяца люди вообще не видели солнца.
Самый серьезный инцидент с самолетом из-за вулканического пепла в атмосфере произошел летом 1982 года. Пассажирский "Боинг-747" авиакомпании "Бритиш Эйрвэйс" по пути из малайзийского Куала-Лумпура в австралийский Перт прошел через огромный столб пепла, извергнутый индонезийским вулканом Галунггунг (остров Ява). На высоте 11 км заглохли все четыре двигателя. Только в 3600 метрах от земли двигатели удалось запустить, и лайнер дотянул до аэродрома.
Один из самых знаменитых вулканов планеты - Кракатау в Индонезии - извергался не менее пяти раз. В 1883 году в результате мощнейшего взрыва магму и горные породы выбросило чуть ли не в космос - на высоту 55 км, а пепел поднялся свыше 80 км. Камни разлетелись в радиусе до 500 км. Большая часть острова под собственной тяжестью обрушилась в пустоты ниже уровня моря, вызвав цунами. Сила взрыва, по оценкам геологов, в 200 тысяч раз превышала силу взрыва, уничтожившего Хиросиму, а его грохот был слышен в радиусе 4 тысяч километров. Воздушная волна обошла Землю 11 раз, а пепел Кракатау оставался в атмосфере Земли несколько лет, порождая в разных уголках планеты зори самой необычной окраски.