Логистика
Современные тенденции в развитии как национальных, так и международных транспортных коридоров - это, прежде всего, создание комплексной логистической инфраструктуры. Это важно для России и других стран, в которых протяженность такого рода коридоров - максимальная.
За последние 15 лет логистическому аспекту в российских программах развития транспортной системы и евроазиатских коридоров уделялось недостаточно внимания. Что было признано и на соответствующих совещаниях в правительстве, Государственном совете, транспортных ведомствах РФ. Но растущий спрос на международные грузотранзитные коридоры, обусловленный, в частности, постепенным выздоровлением мировой экономики и торговли после кризиса, требует одновременного создания логистических систем надлежащего уровня.
Такие системы уже создаются - в частности, в одном из крупнейших портово-железнодорожных комплексах России - Санкт-Петербургском. В соответствии со Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербургского региона до 2030 года включительно. По оценкам научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры, восстановление рынка транспортно-логистических услуг в различных его сегментах в Санкт-Петербургском регионе после кризиса имеет неравномерный характер. Это, в свою очередь, приведет к формированию новой структуры этого рынка в посткризисный период.
Речь идет прежде всего о гибком реагировании на меняющуюся динамику национальных и международных грузопотоков и, соответственно, о своевременном регулировании этих потоков с помощью логистики. Именно эти задачи в качестве основных для развития логистической инфраструктуры были обозначены на состоявшемся в конце марта в Москве международном симпозиуме "1520: стратегический диалог".
Инфраструктура
О необходимости снижения стоимости строительства дорог и расходов по их эксплуатации заявил глава государства Дмитрий Медведев в начале апреля на совещании по вопросам строительства объектов транспортной инфраструктуры. Это направление инфраструктурной политики, как отметил президент, связано, прежде всего, с внедрением новых строительных и транспортных технологий.
В этой связи целесообразно организовывать тендеры одновременно на строительство и последующую эксплуатацию магистралей. Как полагает глава государства, "именно такое развитие тендерной системы важно для создания стимулов к снижению совокупных бюджетных расходов". Президент поручил правительству РФ в кратчайшие сроки подготовить проекты соответствующих нормативных документов.
Комментируя предложения президента, депутат Госдумы РФ от Республики Коми Ростислав Голдштейн отметил, что "ситуация, когда за строительство и эксплуатацию отвечает одна компания,- тоже путь к экономии. "Временщики" при таком варианте не выживут. Все придется делать своевременно, на совесть и ошибки исправлять самим".
И есть уже практическое воплощение президентских рекомендаций: за счет использования инновационных, в том числе ресурсосберегающих технологий и материалов, к середине апреля почти на 50 млрд рублей снижена сметная стоимость строительства трех ключевых объектов транспортной инфраструктуры в проекте Заполярной железнодорожной магистрали Полуночное-Обская-Салехард-Надым (Северный Урал- Западносибирский Север) протяженностью более 1000 км. Эта дорога в ближайшей перспективе соединит друг с другом по кратчайшему пути северные регионы европейской и азиатской части страны, позволив осваивать крупные месторождения разнообразного энергетического и промышленного сырья в этих регионах.
Стратегия
Развитие национальных транспортных комплексов в современных условиях требует согласованности, тесного взаимодействия всех составляющих транспортной отрасли. Это и тарифная политика, и рост пропускной способности дорог и портов, использование передовых технологий перевозчиков.
Этой проблематике был посвящен в начале апреля "круглый стол" в Госдуме РФ. В рекомендациях форума отмечено, в частности, что "необходимым элементом государственной транспортной политики должно стать усиление роли государства в реформировании и развитии транспорта. Но в обостряющихся условиях международной экономической конкуренции нынешнее использование возможностей российской транспортной системы представляются совершенно недостаточными".
Это связано с тем, что объемы международного грузотранзита через Россию в последние годы сокращаются. Причем наиболее существенно падают объемы железнодорожного транзита международных грузов.
Правительству РФ рекомендовано, например, "ускорить принятие решения по завершению формирования конкурентного рынка оперирования транспортными средствами", а Федеральной таможенной службе - "продолжить работу по совершенствованию системы тарифов на грузовые перевозки и услуги инфраструктуры", причем в контексте стимулирования условий для развития конкуренции на рынке транспортных услуг.
Необходимо также доработать механизм госзаказа на перевозку пассажиров, включающий содействие федерального бюджета при финансировании развития пригородного сообщения.
Кроме того, в 2010-2012 годы должны быть введены такие тарифы на перевозки грузов, которые повышали бы конкуренто способность российского транспортного комплекса на евроазиатском рынке транзитных услуг.
Инвестиции
"Мы целенаправленно вкладываем средства в инфраструктуру, несмотря то что в кризис упали и производство, и грузоперевозки. В целом инвестиции в транспортный комплекс РФ в 2009 году составили 800 млрд руб. Мы готовы и дальше оказывать ему всемерную поддержку", - отметил премьер-министр России Владимир Путин в ходе открытия в конце марта регулярной паромной линии Санкт-Петербург-Дания-Панама-Эквадор.
Ранее, в середине марта, В. Путин подтвердил, что правительство выделит госгарантии под строительство платной скоростной автотрассы Санкт-Петербург-Москва, западного скоростного маршрута в Северной столице и объездной дороги вокруг города Одинцово (Московская область). Такое решение, в свою очередь, ускорит развитие государственно-частного, в том числе инвестиционно-концессионного партнерства в транспортном строительстве в России.
А по мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, подписанные правительством документы по упомянутым госгарантиям "дают возможность концессионерам заключить с минфином договор на предоставление государственных гарантий для размещения финансовых инструментов на рынке". Причем, по словам министра, благодаря таким новшествам в инвестициях в сфере транспортного строительства смогут участвовать как российские, так и зарубежные банки.
Кстати, именно на такой основе привлекаются национальные и зарубежные капиталовложения в развитие транспортных систем, например в КНР, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, восточноазиатских "индустриальных драконах" (Тайвань, Малайзия, Южная Корея, Сингапур, Бруней) и в большинстве стран - членов ОПЕК. В результате большинство упомянутых государств уже которое десятилетие занимают лидирующие места в мире по темпам не только транспортного строительства, но и привлечения международного грузотранзита.