Новые транспортные магистрали - главное, что нужно сегодня Томску

Новые транспортные магистрали - главное, что нужно сегодня Томску, вставшему на путь инноваций. Как выяснилось, из четырех "И" тяжелее всего поднимать автодорожную инфраструктуру.

Из двух традиционных российских бед - "дураки и дороги" - первая Томск не беспокоит. Город занимает одно из первых мест в России по количеству студентов на душу населения, инновационные университеты, академгородок... Зато вторая беда по-прежнему стоит во весь рост - пробки, узкие улицы центральной части города уже сейчас не могут пропустить возрастающий поток автомобилей. А что будет, когда в полную силу заработает особая экономическая зона?

Еще одна сложность для строителей томских дорог - рельеф местности. В городе достаточно много оврагов и мелких рек. Усложнили жизнь и железнодорожники - внутри города много рельсовых путей. Да и в устройстве путепроводов Томск значительно отстает от среднего показателя по России.

Президент России Дмитрий Медведев в Томске на встрече с губернатором Виктором Крессом подержал инициативу о реализации в регионе пилотного проекта по созданию научно-исследовательского инновационного центра. Было обещано, что Томск получит дополнительные деньги на развитие транспортной и социальной инфраструктуры. В частности, речь шла о достройке дорожных развязок, дальнейшем развитии инновационной инфраструктуры.

Многое здесь уже сделано, но нельзя же останавливаться на полпути. Если региональным властям удастся теперь "пробить" финансирование на уровне министерств и ведомств, то возможно, уже в этом году в Томске будут сданы крупнейшие развязки и достроены основные дороги, обеспечивающие транспортную доступность единственной за Уралом Особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Так что многие дорожные проблемы Томска могут быть решены в самом ближайшем будущем.

Обнадеживает и то, что все масштабные проекты Томской области, связанные с транспортной доступностью, по сути, носят межрегиональный характер и включены в стратегию развития Сибири на долгосрочный период. При этом понятно, что строительство ОЭЗ даст не менее важный экономический эффект, чем Северная широтная автомагистраль, Северо-Сибирская железная дорога или Северская АЭС.

К слову, сам инновационный проект теперь не ограничивается рамками "зоны". Теперь он называет ИНО Томск 2020 (Инновации, Наука, Образование) и направлен как раз на создание в Томске федерального центра образования, исследований и разработок. Проект рассчитан на 20-25 лет и должен превратить Томск в интегрированный центр научных учреждений, площадок ОЭЗ, университетов, студенческих кампусов, дорог, жилых микрорайонов и многочисленных объектов социальной инфраструктуры.

Отметил важность этого проекта и премьер-министр Владимир Путин в своем выступлении 9 апреля на заседании межрегиональной конференции партии "Единая Россия", состоявшейся в Новосибирске. На конференции Владимир Путин напомнил о планируемых инвестициях в развитие Томской ОЭЗ - свыше 25 млрд рублей, из которых 6,5 уже вложено в дело. В 2010 году, по словам премьер-министра, предстоит инвестировать 4,3 млрд, в том числе три - из федерального бюджета.

В результате здесь должны появиться современная инфраструктура и среда, благоприятная для бизнеса, о которой также сказал в своем выступлении на партийном форуме премьер-министр: "Среда, в которой никто не будет чувствовать себя на периферии экономического и социального развития".

С большим интересом в Томске отнеслись и к требованию Владимира Путина развивать скоростное железнодорожное сообщение между областными центрами Сибири. Ведь месяц назад железнодорожники поступили ровно наоборот, совсем отменив "электричку" Новосибирск - Томск.

С одной стороны, томичи готовы выполнить задачу, поставленную руководством страны о переводе экономики на несырьевые рельсы. Однако делать это лучше, все-таки имея рельсы и качественные автодороги. Иначе можно собрать шикарный автомобиль с идеальными кузовом, мотором и прочими агрегатами, но приделать к нему... колесо от телеги.

кстати

Томская область возглавила рейтинг регионов, готовых к инновационному развитию. Институт инноваций инфраструктуры и инвестиций вместе с фондом "Общественное мнение" оценили качество инновационной среды в 68 регионах. Оценка выставлялась по пяти показателям - рынки идей, инноваций, инвестиций, а также инфраструктура и активность властей в регионе. Наивысший балл (62) получила Томская область.

По словам директора института Марины Удачиной, в томском регионе развитая инфраструктура, высокий уровень образования, местные чиновники помогают в высокотехнологичных проектах. В целом, рейтинг показал, что только девять российских регионов готовы к инновационному развитию. Кроме Томска благоприятная среда в Санкт-Петербурге, Татарстане, Москве, Пермском крае, Самарской, Свердловской, Воронежской и Московской областях (от 59 до 40 баллов). В 24 регионах (например, в Тверской и Новгородской областях) возможности для инновационного развития ограничены, в 40 (например, в Ленинградской области и Красноярском крае) - отсутствуют. Такие регионы занимают 45% территории страны, производят 28% ВВП и в них живет 40% населения, констатируют авторы исследования