Каждый раз, когда ставится вопрос о трудовом законодательстве, звучат заявления о совершенстве Трудового кодекса, слабом работнике и злом олигархе.
Так сложилось, что общественное мнение под "олигархом" понимает крупнейший бизнес. В крупнейших компаниях, если опираться, например, на многочисленные рейтинги вроде "топ-500", работают 5-7 миллионов наемных работников. Причем некоторые компании пользуются у населения устойчивой репутацией желаемого работодателя. Но эта оценка не столь существенна, как тот факт, что "олигархи" дают работу примерно 10% занятого населения. Если и есть причины связывать проблемы на отечественном рынке труда с этими компаниями, то лишь отчасти.
Теперь о слабом работнике. Он считается слабой стороной трудовых отношений, поэтому его права надо по определению защищать. Это справедливо. Роль защитника отводится Трудовому кодексу и законодательству о занятости, государственным институтам - Роструду, судебной системе. Не последнюю роль играют и профсоюзы.
Но нередко из поля зрения выпадает одна из важных проблем. Чем жестче защищаются права тех, кто работу уже имеет, тем больше возникает сложностей с поиском работы у тех, кто в ней нуждается, - у безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. Почему? Потому работодатель крайне избирательно подходит к отбору кандидатов. Заключая бессрочный трудовой договор, он приобретает длинные обязательства перед работником, расстаться с которым будет хлопотно и дорого. Итог - вакансий открывается недостаточно. Занятость и безработица - это сообщающиеся сосуды. Жестко фиксируем занятость - расширяем риски консервации безработицы. Не менее важно, что косвенно стимулируем неформальную занятость.
Объявить работодателя виновной стороной просто. И очень популярно. Не составляет труда декларировать, что трудовое законодательство надежно защищает работника. Но, к сожалению, слова к делу не пришьешь. И работники, и работодатели, и государство все меньше удовлетворены друг другом. И трудовым законодательством.
Позволю выдвинуть гипотезу: реальная трудовая жизнь несколько отличается от нормативной. И разрыв этот будет увеличиваться. Поэтому законодательство должно не сопротивляться новой волне, а аккуратно охватывать то, что рождается на реальном рынке труда.
А теперь несколько вопросов к трудовому законодательству и к самим себе.
Почему растет область занятости за пределами Трудового кодекса? Почему как минимум 12 миллионов работников устанавливают более неформальные отношения? Почему бессрочный договор считается лучшей гарантией для работника, а сам работник и работодатель находят иные формы договоренностей? Действительно ли этот феномен навязан работодателем-рабовладельцем?
Почему 1/3 безработных не могут найти работу более 7 месяцев при наличии почти 1 миллиона вакансий? Почему уровень молодежной безработицы остается высоким и в кризис, и в период роста? 50% безработных получают пособие по минимуму - 850 рублей. Этого достаточно?
Зачем нужно "закреплять" работника за работодателем, который не может по объективным обстоятельствам выплачивать заработную плату и накапливает долги перед работником?
Справедливо ли, что материальные гарантии при увольнении равны и для работников с большим стажем работы на предприятии, и для только что нанятых, для постоянных работников и для совместителей?