Головная боль многих "безлошадных" садоводов и огородников - как, потратив как можно меньше драгоценного времени, добраться до своего земельного надела? Как правило, власти идут им навстречу, открывая в дачный сезон дополнительные маршруты.
Воронежская область
С 23 апреля по 31 октября в Воронеже действует шесть "дачных" автобусных маршрутов. Два из них обслуживает муниципальное предприятие, остальные - частные. Дополнительные пазики соединяют окраины Воронежа, железнодорожный и автовокзал с пригородными поселками Буденный, Дальние Сады, сады "Дружба" и Сомово. Автобусы отправляются главным образом утром и вечером. В выходные, когда интервалы движения короче, на линию выходит почти 60 машин. Цена на билеты не зависит от дальности поездки - семь рублей, как и в других воронежских автобусах большой и средней вместимости. С 1 по 10 мая для участников и инвалидов Великой Отечественной войны проезд во всех и городских (в том числе "дачных") автобусах будет бесплатным.
А на Юго-Восточной железной дороге по традиции вводят для дачников дополнительные электрички. С 10 апреля по субботам и воскресеньям ходят поезда Воронеж - Ведуга и Нижнедевицк - Воронеж. С 17-го введены поезда Лиски - Россошь (ежедневно), Россошь - Лиски (по рабочим дням) и Воронеж - Колодезная (в выходные). С 24 апреля ходит электричка выходного дня Воронеж - Курбатово. 50-процентными скидками на билеты пользуются школьники (до 15 мая) и студенты (до 15 июня). Дети до пяти лет и федеральные льготники - ветераны ВОВ и члены их семей, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, инвалиды, чернобыльцы - ездят бесплатно. А с 3 по 12 мая участники и инвалиды Великой Отечественной смогут бесплатно проехать как в электричках, так и в поездах дальнего следования.
Липецкая область
В Липецке, Грязях, Ельце и Лебедяни открылось движение на садоводческих городских и пригородных рейсах.
Нынешнее расписание "дачных" маршрутов составлено с учетом прошлогодних данных о пассажиропотоке. В утренние и вечерние часы пик, чтобы избежать давки, организованы дополнительные рейсы. При этом схемы постоянных и сезонных маршрутов не меняются.
Льготники, получающие месячные денежные выплаты из федерального и областного бюджетов, пенсионеры, не отнесенные к льготным категориям, и многодетные семьи добираться до дачных участков будут бесплатно.
Для всех остальных стоимость проезда в автобусах садоводческих маршрутов составит от 10 до 20 рублей на городских и от 15 до 25 рублей на пригородных - в зависимости от дальности поездки. Расплатиться можно будет и при помощи электронных карт. Поездка в этом случае обойдется намного дешевле - восемь рублей.
Стоимость проезда в Ельце установлена в размере девяти рублей, в Грязях - восьми рублей. Самый низкий тариф в Лебедяни - семь рублей.
Орловская область
Согласно решению городских властей, в этом году организовано 10 "дачных" маршрутов. По ним будут курсировать муниципальные автобусы большой вместимости. Льготники смогут ездить в них по единому социальному проездному билету стоимостью 200 рублей. Это новшество, появившееся по распоряжению главы региона Александра Козлова. Для остальных пассажиров стоимость билета зависит от расстояния. В пределах городской черты цена проезда в дачном автобусе составит восемь рублей, за пределами Орла - 1,23 рубля за каждый километр. Как пояснили в пресс-службе мэрии, эта сумма утверждена областной службой по тарифам в 2008 году и с тех пор не менялась.
С 1 мая дачные маршруты также начнут действовать в Ливенском, Мценском и Орловском районах. Местным властям рекомендовано использовать не только муниципальный транспорт, но и заключить соответствующие договоры с частными перевозчиками, чтобы "полностью удовлетворить спрос населения". Глава региона также обратился к руководству орловско-курского отделения Московской железной дороги с просьбой "восстановить отмененные на зимний период остановочные пункты у садово-огородных обществ". По традиции дачные маршруты будут действовать до 1 ноября.
Ярославская область
Ранняя весна и толпы дачников на вокзалах вынудили ярославских транспортников запустить летние автобусные маршруты раньше обычного. По субботам и воскресеньям автобусы курсировали по ним уже с середины апреля, а с 26-го числа в сторону пригородных садовых массивов "Сады Южные" и "Пахма" с перерывом в среднем один час 20 минут автобусы начали ходить ежедневно. Причем отправляются они из трех точек Ярославля - автовокзала и двух автостанций в разных районах, что очень удобно для горожан.
Увеличивают с 1 мая количество пригородных электричек и железнодорожники, назначив четыре дополнительных поезда: Ярославль - Данилов (два в разное время), Ярославль - Нерехта и Рыбинск - Сонково. Правда, эти электрички будут ходить лишь по выходным и праздничным дням. А вот дачники, имеющие участки в костромском направлении, пока разочарованы: из-за ремонтных работ с 12 апреля по 21 мая отменены два поезда до Костромы. Их отсутствие в какой-то мере компенсируют две электрички, пущенные в этом же направлении по выходным и праздничным дням.
С мая начнется дачный сезон и у тех, кто добирается до своих "фазенд" по воде. С 1 мая открывается "большая" навигация на Волге, то есть традиционно от Ярославля вниз и вверх по реке будут курсировать теплоходы "Москва" или "речные трамвайчики", которыми пользуются большей частью именно дачники.
Стоимость ярославского "дачного" транспорта примерно одинакова, независимо от его вида. До Толги, что под Ярославлем, на речном трамвайчике в этом году можно будет добраться за 15 рублей в одну сторону, проезд на автобусе до пригородной Пахмы обойдется пассажиру примерно в 20 рублей, а "покрытие" одной зоны по железной дороге в Ярославской области стоит сегодня восемь рублей 80 копеек. Если дача в пригороде, поездка в железнодорожном вагоне тоже обойдется недорого.