Новую форму взаимодействия с крупным бизнесом внедряют на Среднем Урале - трехсторонние договоры о социально-экономическом партнерстве между региональной властью, муниципалитетами и промышленниками.
Предпринимателям предлагается взять на себя повышенные обязательства: выделять средства на благоустройство городов, в которых расположены предприятия, помочь в строительстве дорог, а также довести среднюю зарплату на производстве до уровня, установленного правительством региона. Власти, со своей стороны, обещают разумную налоговую политику, дотации из бюджета и прочие преференции.
Вертикаль согласия
Проекты таких договоров в конце марта - начале апреля направлены в адрес владельцев 50 крупнейших предприятий области, входящих в общероссийские финансово-промышленные группы. Несколько компаний выразили согласие подписать документ - с определенными условиями для себя. На раздумья и взвешивание всех "за" и "против" у собственников времени еще достаточно. Как подчеркивает председатель областного правительства Анатолий Гредин, "процедура абсолютно добровольная, руки никому выламывать не будем".
Между тем губернатор Свердловской области Александр Мишарин уверен, что добровольность должна быть осознанной:
- Соглашения с крупными компаниями необходимы. Они закрепляют ответственность всех сторон за развитие региона, потому и заключаются, как правило, на трехлетний срок. Это в первую очередь относится к крупным вертикально интегрированным компаниям, которые работают во многих областях России и имеют возможность перераспределять финансовые потоки по различным регионам. А значит, способны сконцентрироваться на социальных программах в муниципалитетах.
Ставка на вертикально интегрированные структуры сделана не случайно. Во-первых, на Среднем Урале фактически во всех крупных городах они присутствуют. Мало того, что столпы региональной экономики - металлургия и машиностроение - разделены по ФПГ, так и предприятия других сфер (торговли, строительства) все чаще встраиваются в корпоративные вертикали. Во-вторых, как правило, эти компании на территории области владеют несколькими предприятиями, следовательно, заключая договор с одним холдингом, можно обеспечить благополучие целого ряда городов и поселков.
Нетипичный подход
Трехсторонние соглашения с ФПГ заключались и ранее. В документах прописывались общие цели, направленные на сохранение социального спокойствия в регионе. Новые договоры предусматривают иной тип взаимоотношений: четкие обязательства берет каждая из сторон - в конкретных объектах, цифрах и сроках.
Прежде чем сформировать типовой документ и предложить его уральским бизнесменам, авторы проекта ознакомились с опытом коллег из Иркутской, Нижегородской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, где подобные соглашения уже действуют. Переговорили с представителями профсоюзов, общественных организаций и муниципальных властей, чтобы учесть их пожелания.
В итоге получился проект договора, по которому крупные компании обязуются не только произвести определенные финансовые траты на благо населения, но также обеспечить полную информационную открытость своей деятельности. Этот пункт соглашения сильно озадачил представителей бизнеса. Отчитываться перед региональными властями представители крупного бизнеса не привыкли.
Между тем заместитель областного министра финансов Рауль Абсолямов уверен, что главная цель соглашения заключается именно в информационном обмене. Наличие данных о фактически уплаченных суммах в региональный и местные бюджеты, по мнению чиновника, позволило бы органам власти "более детально осуществлять формирование бюджетов, проводить адресную работу с налогоплательщиками для обеспечения выполнения ими налоговых обязательств".
По некоторым данным, благодаря серым зарплатам и различным схемам ухода от налогов бюджет региона потерял в 2008 году 25 миллиардов рублей.
Принцип противовесов
Новый документ о сотрудничестве не у всех встретил понимание. Ряд пунктов соглашения коммерсанты восприняли в штыки: например, предложение за свой счет осуществлять ремонт дорожных сетей в муниципалитетах, строить детские сады или добровольно раскрывать налоговую информацию. Некоторые эксперты-экономисты посчитали инициативу властей скандальной - нерыночным механизмом, ведущим к ухудшению инвестиционного климата в регионе.
- Органы власти пытаются переложить свою ответственность на бизнес. Какие расходы в случае подписания соглашения мы можем понести, неизвестно. Мы не готовы взять на себя такие риски и до последнего будем тянуть резину с подписанием данного документа, - заявили представители одной из крупных компаний, по понятным причинам не пожелавшие назваться.
Руководитель другого предприятия, входящего в вертикально интегрированную структуру, направил предложение местных властей на рассмотрение своему московскому начальству. Ответ был жестким: "Если будут выкручивать руки, перерегистрируем акционерное общество в другом регионе и налоги будем платить там".
А директор одного из крупных екатеринбургских предприятий Владимир Кулаков, получив из областного правительства предложение о подписании соглашения, послал губернатору и мэру областного центра ответные письма: рассказал, что завод и без того тратит немало средств на социальные программы, но до сих пор не получил от муниципалитета ожидаемой поддержки.
В то же время губернатор настаивает на том, что именно в адекватной реакции властей и заключается смысл нового документа. По его словам, соглашения - это своего рода способ стратегического планирования развития региона в связке с деятельностью отдельных компаний. Ведь в документах оговариваются не только социальные обязательства, но и участие предприятий в крупных инвестиционных проектах, обязательство поддерживать которые взяли на себя власти региона. Например, создание нового конвертерного цеха на крупнейшем металлургическом предприятии Свердловской области, запуск которого позволит создать новые рабочие места. Договор с алюминиевым холдингом позволит совместно решить вопрос реконструкции электростанции, обеспечив надежное энергоснабжение Североуральска и работу шахт на ближайшие десять лет.
Использование сторонами принципа противовесов прослеживается при заключении практически каждого соглашения. Скажем, горно-металлургическая компания предлагает правительству не повышать налоги в региональный бюджет, оставив их на уровне 2008 года. Глава региона считает это не такой уж плохой идеей, но настоятельно советует поднять в холдинге среднюю заработную плату до 24 тысяч рублей. Такого показателя областные власти хотят добиться по всему Среднему Уралу, пока средняя зарплата (по итогам февраля) не достигает и 18 тысяч.
Подписав соглашение с ОАО "РЖД", областные власти обязались выплатить компании 460 миллионов рублей - компенсацию за убытки от пригородных электричек. Но взамен потребовали, чтобы эти деньги были направлены на проекты, которые "могут увидеть и потрогать жители области", - новые электрички, современные перроны и так далее.
В правительстве области уверены, что разногласия с бизнесменами удастся урегулировать и все соглашения будут подписаны не позднее третьего квартала текущего года. Сейчас предприятиям предлагается внести в документ свои коррективы и смело выходить на переговоры.