Вчера в Генеральной прокуратуре РФ прошла встреча Юрия Чайки с его польским коллегой - генпрокурором Польши Анджеем Шереметом. Встреча состоялась в Москве по инициативе польской стороны и была посвящена расследованию гибели под Смоленском самолета Леха Качиньского.
Во встрече приняли также участие Главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский, первый заместитель Генпрокурора - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, Главный военный прокурор России Сергей Фридинский и другие руководители подразделений Генеральных прокуратур России и Польши.
Юрий Чайка категорически опроверг появившееся в некоторых СМИ мнение о закрытости части информации по катастрофе самолета польского президента, которая произошла 10 апреля.
- Хочу еще раз заверить вас, что подобная информация не соответствует действительности, - сказал руководитель Генпрокуратуры.
По его словам, российские правоохранительные органы работают в режиме максимальной прозрачности. Москва уже передала Варшаве большой объем материалов.
- Неделю назад мы получили еще три международных поручения, уже подготовили 500 листов документов и в ближайшее время направим их в Польшу, - сказал Чайка.
Никаких проблем нет и с просьбой польской стороны провести допросы ряда свидетелей на территории РФ, отметил Генпрокурор. В рамках международной помощи польские следователи могут сделать это хоть завтра - допрашивать будет российская сторона с участием прокурорских работников Республики Польша.
Сотрудничество с прокуратурой Польши в расследовании смоленской авиакатастрофы Юрий Чайка назвал "беспрецедентным". Не получив еще даже официального запроса о международной правовой помощи, польские специалисты, эксперты и прокурорские работники были допущены к проведению первоначальных следственных действий - осмотра места происшествия и других - с самого начала после катастрофы.
Что касается расшифровки бортовых самописцев, то Международный авиационный комитет (МАК) - это международная организация, которая руководствуется нормами международного права, а не национальным законодательством - ни польским, ни российским, и мы не вправе вторгаться в компетенцию этой организации, сказал руководитель ведомства. Мы ждем заключения специалистов МАК, соответствующих документов, которые поступят и в российскую прокуратуру, и в польскую, и соответственно будем исследовать это заключение.
Говоря о данных, полученных российскими следователями, Генпрокурор сообщил, что полностью исключена версия взрыва или пожара на борту президентского лайнера. Кроме того, сведений, указывающих на возникновение на борту внештатных ситуаций, не установлено, двигатели работали до столкновения с препятствием. Вместе с тем, конкретные выводы о причинах катастрофы делать пока преждевременно. Продолжают отрабатываться все возможные версии трагедии.
В настоящее время проводятся экспертные исследования образцов топлива потерпевшего крушение судна. Следователи устанавливают и допрашивают свидетелей падения самолета, допрошены уже почти 100 человек, в том числе диспетчеры аэродрома.
Воздержался от выводов относительно причин крушения лайнера и генеральный прокурор Польши Анджей Шеремет. Говорить о причинах катастрофы президентского Ту-154 пока рано, хотя отсутствие информации вызывает у общественного мнения ряд всевозможных теорий, сказал он. Шеремет поддержал мнение своего российского коллеги о том, что расследование должно быть максимально открытым, а выводы следствия о причинах катастрофы доведены до общественного мнения.