Высокий юбилей геополитического масштаба - 65-летие окончания II-й мировой войны - прагматичный повод для размышления на тему достижения системной безопасности на основе императивных норм международного права, включая устав Организации Объединенных Наций. Такого рода целеположение и практика действия - в зоне ответственности всех современных акторов, в том числе Российской Федерации и Евросоюза, строящих стратегическое партнерство.
Будучи органичной частью дипломатии XXI века, это сотрудничество опирается на общие ценности - демократия, верховенство права, социально ориентированная рыночная экономика, правовое общество, соблюдение фундаментальных гуманитарных стандартов. Взяв старт с подписания Соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в 1994 г., российско-ЕСовское взаимодействие получило сильный многовекторный импульс к развитию с учетом новых политико-правовых и социально-экономических реалий в 2005 году, когда на московском саммите РФ-ЕС были утверждены четыре "дорожные карты". Они касались совместных планов Москвы и Брюсселя построить общие пространства в области экономики; внешней безопасности; свободы, безопасности и правосудия; науки, образования, включая культурные аспекты.
Запущенный пять лет назад проект был новым словом в европейской дипломатии. Политический по своему характеру, он опирался на нормативную базу партнерства РФ-ЕС, утверждал ориентиры для его совершенствования. Только число планируемых международно-правовых договоренностей сторон приближалось к 30. Содержащиеся в документах позиции имели прямой выход на различные юридически обязательные источники, разработанные ООН, ОБСЕ, Советом Европы, другими международными институтами. Это, несомненно, усиливало текст "дорожных карт" и придавало политический авторитет содержащимся в них положением. В целом появление таких специфических документов-целей для партнерства России и ЕС было воспринято позитивно.
Эксперты, политики, юристы, парламентарии увидели в них сигнал к началу нового, модернизированного, этапа двустороннего взаимодействия сторон. Существовала, однако, и другая, негативная по сути, позиция. Ее суть - "дорожные карты" отражают якобы тупик в диалоге РФ ЕС, это некий "политический эрзац", без уважения и реальных последствий. Им первоначально приписывалась неэффективность. Было видно, что такие оценки шли из лагеря тех, кто хотел бы сохранить атмосферу "холодной войны", узаконить евро - и нато центризм, кто планировал для России место аутсайдера в европейском порядке. Следует подчеркнуть, что эта оценка в духе евроскептицизма не стала определяющей в диалоге Евросоюза с Россией, хотя ее отголоски, признаем честно, время от времени звучали в международной среде (достаточно вспомнить некоторые резолюции Европарламента вокруг событий в Грузии 2008 г., обеспечения в Европе энергетической безопасности).
Главный аргумент в правильности подхода Москвы и Брюсселя к инновации своих взаимоотношений, их прогрессивному развитию, перестройки в соответствии с критериями глобализации - практический опыт реализации 4-х "дорожных карт". Его появление имеет исключительно важное значение, по крайней мере, для регулирования следующей триады: модернизация Российской Федерации, переустройство Европейского Союза (особенно в свете Лиссабонского договора), содействие РФ и ЕС и их объединенному капиталу в решении проблем и сложностей мирового финансового, экономического кризиса, других вопросов, которые составляют международную Повестку дня по версии Организации Объединенных Наций. В подтверждение - несколько реальных фактов.
В рамках первого направления сложилась система из 16 отраслевых диалогов - инвестиции, энергодиалог, транспортное регулирование промышленной продукции (стандартизация, технические регламенты и процедуры оценки соответствия) промышленная политика и предпринимательство, информационное общество, защита интеллектуальной собственности, механизм раннего предупреждения об изменении режима торговли, космос, сельское хозяйство, окружающая среда, финансовая и макроэкономическая политика, госзакупки, рыболовство, здравоохранение, начата работа по взаимодействию в рамках таможенного сотрудничества.
Вектора диалогового партнерства разнообразны и предельно прагматичны, что не может не вызывать позитивных оценок. Продвижение по многим из них дает практический результат. Так, сегодня ЕС является крупнейшим инвестиционным оператором России. На долю стран-членов ЕС приходится больше 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций в российской экономике. В рамках энергодиалога с Евросоюзом российская сторона занимает ведущие позиции по обеспечению европейского рынка газом и нефтью. Совершенно очевидно, что энергетическая безопасность региона в значительной мере зависит от поставок из России. Понимая это партнеры ввели в диалог три новые тематические группы - по энергоэффективности и энергосбережению, энергостратегиям, развитию энергетических рынков, сценариям и прогнозам. В 2009 г. был подписан меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики. Позитивно воспринято предложение Президента РФ Д.А. Медведева о совершенствовании международно-правовой базы мировой энергетики (2009 г.). Подобная картина присутствует и в других форматах, приближая стороны к режиму интеграционного сотрудничества.
Вторая "дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности имеет свои специфические задачи. Одна из главных - поддержание международного порядка, основанного на эффективной многосторонности, неделимой безопасности, уважении ООН, безусловном соблюдении международного права.
В ходе реализации документа ЕС и РФ неоднократно демонстрировали свою индивидуальную и кооперативную способность воздействовать на мировые процессы, добиваться оптимизации мироуправления. Наглядный пример их сотрудничество в сферах: борьбы с терроризмом (в соответствии с международными стандартами в области прав человека, беженским правом и гуманитарным правом, на плацдармах международных и региональных форумов, в частности, Контртеррористического комитета СБ ООН); нераспространение, экспортный контроль и разоружение, универсализация международных инструментов - ДНЯО, КЗХО, КБТО, ДВЗЯИ, укрепление всеобъемлющих гарантий МАГАТЭ, ядерное досье Северной Кореи и Ирана, поддержка конференции по разоружению в Женеве). Значение имеет диалог по вопросам безопасности и кризисного регулирования с целью реагирования на современные глобальные и региональные вызовы и основные угрозы. Важной вехой явилось задействование (по просьбе ЕС) российской вертолетной группы для обеспечения военной операции Евросоюза в Чаде и ЦАР в 2008-2009 г.г. В настоящее время налажено рабочее взаимодействие между российскими кораблями, действующими в Аденском заливе, и операцией ЕС "Аталанта" по борьбе с пиратством у берегов Сомали.
Активными темпами и позитивно развивается сотрудничество сторон в области гражданской защиты. Так, на основе Административной договоренности между Генеральным директором по окружающей среде ЕК и МЧС России о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке обсуждается проект формирования "Евроэскадрильи". Еврокомиссия определила авиационного оператора, который будет в качестве заказчика от имени ЕК осуществлять аренду воздушных судов, включая российские транспортные и противопожарные воздушные средства в целях их использования в рамках механизма гражданской защиты Евросоюза.
Постоянно наращивается практическое сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций со странами Евросоюза. Подтверждением тому служат трагические события в Италии, где произошло сильное землетрясение (2009 г.), лесные пожары в Греции (2007 и 2009 гг.), а также землетрясение на Гаити (2010 г.).
Энергетической устойчивости государств ЕС служат работы по обеспечению безопасности строительства трасс магистральных газопроводов "Южный поток" и "Северный поток", в которые включилось МЧС России. Продолжается изучение европейского опыта внедрения единого чрезвычайного телефона "112".
Говоря о перспективах взаимодействия РФ и Евросоюза по данному треку, следует подчеркнуть, что они могут быть связаны с работой над реализацией российского предложения о заключении Договора о европейской безопасности (2009 г.). Инициатива Президента России Д.А. Медведева отвечает многим евроатлантическим вызовам, обеспечивает реальную и неделимую безопасность в интересах всех европейских государств и действующих в регионе международных структур ( НАТО, ОБСЕ, ЕС, ОДКБ, СНГ и др.). Многие страны Евросоюза активно признали российскую дипломатическую оферту. Эти и другие примеры говорят о практическом значении содержания "дорожных карт" и их привязке к конкретным вопросам международной жизни и эволюции государств в европейском пространстве. Подтверждением тому служит и опыт имплементации третьей "дорожной карты" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Его ключевой тезис - сотрудничество РФ и ЕС - интегральная часть стратегического взаимодействия сторон, роль которого будет только возрастать. По блоку "свобода" приоритетом остается содействие облегчению передвижения людей и реадмиссии. К сожалению, несмотря на запуск в 2007 г. соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии, кардинальных сдвигов в его решении не произошло. Растущее число экспертных встреч не переходит в фазу требуемых жизнью договоренностей по либерализации действующего режима выдачи виз. Медленное продвижение связано с отсутствием политической воли со стороны ЕС к радикальным шагам.
Неплохо идет становление сотрудничества по пограничным вопросам. В 2007 г. было заключено соглашение между Погранслужбой ФСБ России и Агентством по управлению внешними границами ЕС (FRONTEX), которое способствовало более активному взаимодействию на внешних границах.
К числу перспективных относится и другой вектор - обеспечение эффективной миграционной политики. В 2009 г. Россия выступила с инициативой о запуске миграционного диалога РФ - ЕС, прежде всего для того, чтобы снять имеющиеся сложности на безвизовом треке. Диалог предлагается вести, в частности, по таким темам, как упрощение свободного передвижения лиц, в том числе процедур выдачи разрешений на въезд, а также регистрацию; эффективное управление миграционными процессами; борьба с нелегальной миграцией; оценка рисков, связанных с миграцией.
По блоку "безопасность" стороны акцентируют внимание и ресурсы на следующие приоритеты: активизация сотрудничества в области противодействия терроризму и определение пути совместной работы по предотвращению терроризма и борьбе с ним в соответствии с нормами международного права (обмен оценками террористической угрозы и информацией о развитии событий в деле противодействия терроризму в России и странах ЕС, реализация глобальной контртеррористической стратегии, доработка проекта всеобъемлющей конвенции по международному терроризму); борьба с трансграничной преступностью, в том числе путем развития сотрудничества между правоохранительными органами ( ориентир - борьба с преступлениями в финансовой сфере, торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, коррупцией, фальшивомонетничеством и др.).
Среди неотложных вопросов - продвижение к заключению оперативного соглашения с Европолом. Процесс в этой плоскости идет медленно. Остается нерешенной проблема получения Европолом мандата на ведение переговоров с Россией. Ситуация контрастирует на фоне серьезных достижений РФ и Европола по ряду аспектов практического взаимодействия, растущего значения этой формы сотрудничества, что признают многие государства-члены Европола и Евросоюза.
Еще один приоритет - решение проблемы наркотических средств (включая предложение и незаконный оборот наркотиков, предотвращение утечки прекурсоров, предотвращение спроса на наркотики и ограничение ущерба). Сотрудничество имеет четкие перспективы. Запущен переговорный процесс о заключении соглашения ЕС - РФ по контролю за прекурсорами наркотиков. В Брюсселе с интересом встретили предложение министра юстиции РФ А. Коновалова сфокусировать совместную работу на противодействии синтетическим наркотикам, поступающим из стран-членов ЕС, а также на налаживании сотрудничества по вопросам борьбы с наркотрафиком в формате Россия - ЕС - США.
Два важных направления - совершенствование сотрудничества по уголовным делами и развитие сотрудничества по гражданским и торговым делам - составляют ориентиры в блоке "правосудие". Стороны ведут диалог по разным аспектам, включая необходимость подготовки международно-правовых договоренностей: соглашение Россия - Евроюст и соглашение Россия - ЕС о правовой помощи по гражданским и торговым делам. К большому сожалению, сторона ЕС, как это было неоднократно, обставляет дипломатические переговоры различными условиями, которые становятся, в силу их многолетней консервации, настоящим политическим препятствием к совершенствованию диалога с РФ. Сегодня таковым, применительно к соглашению с Евроюстом, является констатация Брюсселем невозможности его подписания до тех пор, пока в России не вступит в силу Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Также сторону ЕС не устраивает статус Роскомнадзора. Она настаивает на необходимости создания нами некоего подотчетного лишь парламенту автономного российского органа по защите персональных данных. Компетентные разъяснения российских экспертов не всегда воспринимаются полно и с желанием.
В рамках переговоров по второму соглашению представители Евросоюза поднимают вопрос о присоединении Российской Федерации, как члена Гаагской конференции по международному частному праву, к ряду Гаагских конвенций, в частности, о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей ( 1980 г. и 1996 г.). РФ изучает этот вопрос, она признает значение гаагского правового массива. Но при этом мы видим, что данные конвенции относятся к сфере семейного права, тематика которого не входит в диалог по третьей "дорожной карте". Надо быть просто объективным.
Наконец, "дорожная карта" по формированию общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты. В ее основе богатый интеллектуальный, духовно-исторический капитал, тесное переплетение на протяжении нескольких веков культур, знаний и традиций. Все это способствует движению РФ и ЕС по пути интеграции, созданию реально новых, инновационных по сути, инструментов и принципов. За эти годы стороны продвинулись по пути формирования на базе Болонского процесса европейского пространства высшего образования. Разворачивается сотрудничество в рамках запущенной в 2008 г. программы ТЕМПУС - IV. Динамично продвигается сотрудничество в сфере образования по линии открытого в Москве (2005 г.) Европейского учебного института при российском университете МГИМО (У) МИД России. Разрабатывается, с учетом накопленного опыта, Проект программы действий России и Евросоюза по сотрудничеству в сфере культуры.
Таким образом, даже краткий обзор процесса реализации четырех "дорожных карт" между Российской Федерацией и Евросоюзом показывает их прикладное значение. Он демонстрирует способность сторон как стратегических партнеров реагировать на современные вызовы, гармонизировать свои интересы, политические воли, кооперировать их с учетом тенденций глобализации мировой политики и экономики. Тем самым формируется специфический субъект мироуправления, на который ложится высокая ответственность за эффективный международный порядок.
Накопленный в ходе последнего пятилетия опыт, международный политический и дипломатический багаж - солидная основа для разработки нового соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом о стратегическом партнерстве.
Думается, что очередной саммит России и ЕС на высоком уровне, который состоится в Ростове-на-Дону в конце мая 2010 г., имеет все основания позитивно, хотя и с элементами критики, высказаться по итогам реализации "дорожных карт". Они и в дальнейшем смогут играть роль важного идеологического и нормативного инструмента российско-есовского взаимодействия и общеевропейского сотрудничества в целом.