Рост поставок венесуэльской нефти в постсоветские страны может снизить спрос на российское сырье

С российской нефтью в бывшем СССР уже конкурирует иностранная: 3 мая в одесский порт пришел танкер с 80 тыс. тонн венесуэльской нефти. 5 мая нефть доставлена по железной дороге на белорусский перерабатывающий завод в г. Мозырь. В течение мая в Беларусь будет доставлено еще столько же нефтесырья из Венесуэлы.

По данным "Белнефтехима" и украинского "Транснефтепродукта", общая цена этой нефти для Беларуси с учетом транзита через Украину пока на 10-12% выше, чем на российскую нефть. Если южноамериканские поставки пойдут по трубопроводам, в том числе через Литву, тогда венесуэльская нефть будет дороже российской только на 6-7%.

Эти тенденции развиваются, напомним, на фоне споров о ценах и экспортных пошлинах на российскую нефть в рамках Таможенного союза. Без учета российских экспортных пошлин для Беларуси венесуэльская нефть для нее дороже более чем вдвое. А с учетом этих пошлин, которыми "обложены" почти 70% объема российских нефтепоставок белорусам, венесуэльское сырье дороже российского только на 10-12%. То есть российские экспортные налоги намного выше стоимости российской же нефти для Беларуси.

Белорусские и украинские аналитики полагают, что рост венесуэльских поставок в постсоветские страны, с учетом возможного роста экспорта туда азербайджанской, среднеазиатской, иранской и румынской нефти, может снизить спрос на российское нефтесырье в экс-СССР на 20-25% за 2010-2011 годы.

Как сообщили "РБГ" в мин транссвязи Украины, ей более выгоден сухопутный транзит этой нефти в Беларусь по железной дороге. Потому что, по словам министра транспорта и связи Украины Константина Ефименко, "по белорусско-украинскому соглашению за 10 тонно-километров нефтепроводный тариф до Мозырьского завода - $0,27. Но, если весь объем пойдет в Мозырь по железной дороге, Украина сможет получить $120-130 млн".

Между тем премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс высказался за транзит венесуэльской нефти через Беларусь в Литву. А также через литовские порты. Белорусский премьер-министр Сергей Сидорский ответил, что "этот проект возможен и обсуждается в коммерческой плоскости".