В Прикамье стартовал сезон весенних сплавов по бурным горным речкам

В Пермском крае начался сезон сплавов по весенним рекам.

Речной драйв

По оценкам специалистов, ежегодно более 50 тысяч человек участвуют в сплавах на лодках и катамаранах по рекам Прикамья. Как необходимо себя вести, чтобы не омрачить этот прекрасный отдых и не потерять свое здоровье, узнавал корреспондент "РГ".

В Пермском крае более тысячи различных рек и речушек. Некоторые из них, такие, как Чусовая, Сылва, Вильва, Вижай, Вишера, особенно популярны среди любителей активного отдыха. Во время весеннего половодья, объединившись в компании, туристы несколько дней плывут вниз по течению, получая немалое удовольствие и отдыхая от шумных и грязных городских улиц. Однако путешествия по весенним рекам не всегда приносят одно лишь хорошее настроение и заряд бодрости на целый год. Если заниматься водным туризмом без подготовки, наобум, то вполне вероятно, что результатом путешествия станут травмы и материальные утраты в виде утопленной лодки, снаряжения и других вещей.

Чтобы уменьшить риск, надо обязательно зарегистрироваться в Пермской краевой службе спасения. Это абсолютно бесплатная процедура, которая не отнимет много времени.

- Зарегистрироваться можно даже по телефону, - поясняет Тимофей Денисов, заместитель директора Пермской краевой службы спасения. - Во-первых, это дисциплинирует людей, а также помогает нам определить наиболее привлекательные места для отдыха. При этом мы сможем оптимально распределить свои силы и средства, чтобы в случае происшествия как можно быстрее прибыть на место и оказать помощь.

Сейчас наблюдается очень высокий подъем воды. Например, на Сылве уровень воды вырос на два метра по сравнению с обычным. Уже появились и опасные места, которые следует обойти по берегу. Например, в районе моста в Пашии.

Спасатели не могут запретить людям отдыхать там, где им хочется. Это право самих туристов. Но к рекомендациям специалистов все же надо прислушиваться. В этом году половодье ожидается бурным, соответственно возрастет и уровень воды в реках.

- Прошедшая зима была самой морозной за последние десять лет, - говорит Алексей Головко, начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты главного управления МЧС по Пермскому краю. - На реках слой льда достигал полутора метров, земля промерзала до метра в глубину. Очень большое количество осадков выпало, стоит вспомнить снегопады в конце апреля, когда за день выпала почти месячная норма. Уровень воды на реках иногда был критическим.

За ситуацией на реке наблюдают метеорологи на 59 гидропостах. Ведется ежедневный мониторинг обстановки.

Смертельный кувырок

Прошлогодняя трагедия на Вильве и Вижае стала наглядным потверждением того, что не стоит пренебрегать правилами безопасности. Напомним, что 11 мая 2009 года во время сплава по горным рекам Прикамья погибли люди. В эти дни шло активное таяние снега, уровень воды резко поднялся, усилилось течение рек. К тому же на Вильве был проведен ремонт пересекавшего водную артерию газопровода "Ямбург-Елец 2". При этом бетонный желоб с газовой трубой был поднят, и образовался водопад высотой около метра, куда и угодили сплавщики. Здесь в течение дня погибли четыре человека. Один из них оказался спасателем, выехавшим на поиски потерпевших. В это же время на соседней реке Вижай быстрое течение и резко возросший уровень воды также помешали туристам управиться с катамаранами. Плавсредство перевернулось, и здесь также утонули четыре человека.

В материалах уголовного дела, возбужденного по факту массовой гибели людей, есть видеоматериалы, снятые за секунды до крушения на Вильве. Видно, как быстро приближается водопад и слышны голоса сплавщиков: "О, смотрите! Что сейчас будет! Ура!" Тела погибших беспечных туристов искали целый месяц.

Уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления. Конкретных лиц, виновных в гибели людей, следствие не обнаружило. Газопровод был построен с соблюдением всех правил, а на берегу, выше по течению, имелись предупреждающие знаки.

Однако возникает вопрос: учитываются ли при постройке переходов через реки или при других работах интересы туристов. Выяснилось, что нет. Фактически, соблюдая все строительные и экологические нормы и правила, строители делают место опасным для сплава и честно об этом предупреждают. Но при этом лишь возрастает риск перевернуться, получить травму или погибнуть. Вопрос о том, как сделать реки безопасными для сплава, ни разу нигде не поднимался и не обсуждался.

- Причина прошлогодней гибели туристов - это их беспечность, - считает Алексей Головко. - Они не были одеты в спасжилеты, к тому же находились в состоянии алкогольного опьянения. Маршрут заранее не изучили и не знали, что там произошли изменения.

Разведка с берега

К сожалению, туристы совершенно не принимают в расчет, что по сравнению с прошлым годом поведение реки и ее рельеф могут измениться. Уровень воды в реках тоже меняется. И если, к примеру, какой-то участок раньше удавалось пройти без проблем, сейчас он станет непроходим.

- Вот на Вижае есть шивера, - говорит Тимофей Денисов. - Это широкая каменистая полоса, где можно запросто порвать байдарку. Это место проще обойти по берегу, не рискуя по нему проходить.

К тому же каждый год вода подмывает берега, меняется течение. На безопасном раньше месте может оказаться отмель или свалившееся дерево, которое ветками приведет в негодность плавсредство и может стать причиной гибели людей. Одна из мер для безопасности сплавщиков заключается в том, что надо постоянно прислушиваться к речному шуму. И если вдруг ровный звук течения поменялся, необходимо тут же причалить к берегу и разведать обстановку, пройдясь пешком вперед по берегу.

Поскольку вопрос безопасности является на сплаве самым важным, во избежание печальных последствий лучше всего путешествовать, пользуясь услугами туристической фирмы. В Перми много компаний организуют сплавы по рекам. При этом они берут на себя всю ответственность за жизнь и здоровье туристов. Снабдят снаряжением, выделят проводника-гида, зарегистрируют в службе спасения. Но чтобы не стать клиентами фирм-однодневок, надо узнать, насколько полон список предоставляемых услуг.

Комментарий

Марат Биматов, министр развития предпринимательства и торговли Пермского края:

- Одна из наших задач - это увеличение числа туристов в Пермском крае. Но при этом очень важен вопрос соблюдения правил безопасности, особенно во время весенних сплавов. К сожалению, у нас в регионе до сих пор не создано ни одной рекреационной зоны, места отдыха должным образом не зафиксированы. Это обязанность муниципалитетов. Они должны заявить о создании таких зон, разработать соответствующие документы. Но пока этого не сделано.

Для безопасности туристов могу посоветовать обязательно регистрироваться в службе спасения. Сейчас регистрацию проходят лишь десять процентов от числа путешественников. И при несчастном случае "диким" туристам помощь придет с опозданием.

Справка "РГ"

В 2008 году перед сплавом в МЧС по Пермскому краю зарегистрировались 75 групп, в 2009-м - 77, на конец апреля 2010 - 14. Гибель туристов-сплавщиков: 2007 - 2 погибших, 2008 - погибших не было, 2009 - 8 погибших.