Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении закон о медиации

Документ внесен на рассмотрение президентом Дмитрием Медведевым в начале марта этого года. Цель законопроекта - предложить россиянам удобный и быстрый способ разрешения споров и сэкономить государству судебные издержки, которые растут год от года.

Споры и конфликты, к сожалению, - это неизбежный спутник человеческих отношений. Они есть в любом обществе, были и всегда будут. Значит, должны быть какие-то нормальные способы разрешения этих споров.

Термин медиация для отечественного уха звучит непривычно, хотя существует так же давно, как существуют конфликты. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий выгодного решения проще добиться не мечами, а переговорами. В Древней Руси с помощью посредников пытались закончить миром княжеские междоусобицы. В этих случаях посредниками часто были представители духовенства.

В начале XIX века в Российской империи очень успешно работали коммерческие суды. Процесс в таком суде шел в форме примирительного разбирательства. В отчетах коммерческих судов и употреблялся термин "медиатор".

Первые попытки примирения путем медиации уже в наше время были при семейных спорах. Потом к ним добавились споры между работодателем и работником, предпринимателями, фирмами, банками и прочими. Еще два года назад советник президента РФ, доктор юридических наук Вениамин Яковлев говорил, что у депутатов в Госдуме находится на рассмотрении проект закона о примирительной процедуре с участием посредника. Но тогда закон не прошел. И вот все возвращается. Потому, что этого потребовало наше время.

Известно, что основной метод разрешения споров - судебный. Эксперты говорят, что в нашей стране судьи за год рассматривают около двух миллионов дел. Если отрешиться от цифр - то суды просто завалены спорами.

Существует несколько альтернативных методов разрешения споров. Первый, самый нормальный и естественный - урегулирование споров путем переговоров самими сторонами. Второй может быть более сложный - переговоры с участием юридического консультанта. И третий - переговоры с участием посредника. Что делает посредник? Помогает сторонам наладить переговоры и провести их нормально. Самое главное - он помогает завершить спор соглашением, которое имеет силу закона и подлежит обязательному исполнению.

У нас в России до сих пор нет законодательного акта, который бы регламентировал такое посредничество. Но само посредничество как вид деятельности, связанный с урегулированием споров, в законодательстве у нас прописан в Арбитражном процессуальном кодексе. Там есть и посредничество, и посредник.

Для того чтобы медиация заработала, нужно несколько условий. Главное - желание спорящих сторон все же договориться. А еще наличие хороших специалистов, медиаторов. Для этого требуются соответствующая подготовка, знания, опыт. И, наконец, - наличие правовой базы и правил для организации посредников.

Проект закона, представленного в Госдуму, закрепляет основные принципы этого способа разрешения споров. Этот законопроект можно назвать базовым, со временем сфера его применения будет расширяться.

прямая речь

Цисана Шамликашвили, президент Научно-методического центра медиации и права, председатель подкомиссии Ассоциации юристов РФ:

- Внесение на рассмотрение законопроекта о медиации является значимым для юридического сообщества и свидетельствует о том, что институт медиации признан на государственном уровне. Это хороший стимул для дальнейшего внедрения и развития этого института в стране. Имея законодательную базу, процесс станет более эффективным, позволит участвовать в нем широкому кругу профессионалов. Ведь мы сегодня говорим о медиации как об инструменте, который можно использовать в комплексной работе для создания системного подхода к предупреждению и разрешению конфликтов.