Личный опыт: Записки участника программы утилизации
Информация о создании государственной программы утилизации автомобилей появилась задолго до начала ее работы. Тем самым была создана отличная предпосылка для всякого рода сплетен и слухов. Именно так и случилось.
Новость о том, что за старый автомобиль будет предоставлена скидка в размере 50 000 рублей на новый сначала обескуражила. Затем заставила задуматься. В первую очередь о том, насколько и в чем могут обмануть. Ибо доверие как государственным, так и частным программам было безвозвратно утеряно еще лет десять назад - в эпоху знаменитого "лихолетья". Когда широко процветали так называемые денежные "пирамиды". С тех пор много воды утекло, но и по сей день выгодные на первый взгляд предложения встречаются с опаской.
И все же первый анализ показал: дело может быть выгодным. Вслед за этим стало понятно - необходимо как можно больше узнать о программе. Информация была самой разнообразной. А, подчас, и противоречивой. Она приходила отовсюду: от знакомых с автостоянки, средств массовой информации и интернета. По вечерам, обсудив добытые за день данные, мы стали раздумывать над основной проблемой - как доставить машину (рука не поднимается назвать ее автохламом) к официальному дилеру. Дело в том, что самостоятельно она перестала передвигаться еще осенью: когда приехала с дачи. И упорно не хотела заводиться. Ситуация осложнялась холодной погодой и отсутствием теплого гаража, в котором можно было бы произвести ремонт в комфортных условиях. На тот момент моей "пятерке", продукции родного АвтоВАЗа, уже "стукнуло" 16. Возраст человеческого совершеннолетия. А досталась она от отца. За это время ей довелось испытать многое: перевозить крупногабаритных грузы из Москвы в область, ездить по дорогам, которые весьма условно можно так назвать; да и что там греха таить, уход за ней подчас оставлял желать лучшего. Поймав себя на мысли, что думаю о машинке уже либо хорошо, либо ничего, понял, что другого пути нет. Как это не печально, но ее эпоха прошла и прошлого не вернуть. Пора ей собираться в последний путь.
Постепенно программа начала обрастать некой ясностью и правила стали более понятны. Постоянное отслеживание информации на сайте Минпромторга дало результаты - стали известны дилеры и их контактные данные. Тут нас ждал весьма приятный сюрприз: один из "официалов" расположился буквально через дорогу от дома. Что могло позволить дотащить машину на тросе (благо условия программы позволяли это сделать, да и соседи по гаражу не откажут в помощи). Да и "отслеживать" доставку нового автомобиля сподручнее.
Заранее зайдя в автосалон, еще раз уточнил все условия. Его сотрудникам надо отдать должное - несмотря на однообразные вопросы, они все так же любезно на них отвечали. Вроде бы все... Осталось снять с нее все лишнее (а точнее то, что может впоследствии пригодиться) и ждать, когда программа официально заработает.
И вот этот день настал. 8 марта. В этот дорогой для всех женский праздник мы решили расстаться со своей "девушкой". Дотащив машину на тросе и оставив на специальной стоянке, обратились к менеджеру. С его помощью был составлен договор купли-продажи, где отдельным пунктом оговаривалась модель заказываемого автомобиля и его стоимость. Раздумий особых не было - только "пятерка". По нескольким соображениям. Во-первых, в семье в разное время уже были такие машины, что может существенно помочь снизить стоимость обслуживания. Ведь не секрет, что ремонт автомобиля в автосервисах не дешев а, временами, и не качественен. Во-вторых, "пятерка" и по сей день остается самым доступным автомобилем. В общем, решение окончательное и обжалованию не подлежит. Жаль только, что не нашлось широко разрекламированных "пятерок" по 99 тысяч. Можно, конечно, было остановить свой выбор и на другой модели "классического" семейства - "семерке". Такое предложение прозвучало, но было отвергнуто. Если бы тогда знать, что готовит будущее...
Договор подписан. Пришло время заполнить остальные документы. Как признались в салоне, я стал первым участником программы. От этого охватило двойственное чувство: кем себя считать бесстрашными первооткрывателями или беззащитными подопытными кроликами? Ответ могло дать только время. Между тем несколько менеджеров пытались заполнить необходимые формы. Программа-то экспериментальная! И не секрет, что на деле все иногда получается несколько не так, как задумывалось.
Все формальности соблюдены. Документы заполнены, предоплата внесена. Осталось попрощаться со своей (хотя нет, уже не своей) машинкой и сказать последнее: "спасибо и прости...".
Теперь осталось только ждать. Конечно, хотелось побыстрее увидеть и прокатиться на новеньком автомобиле. Но работники автосалона сразу предупредили - раньше месяца можете не ждать. Так оно в итоге и получилось. В течение этого срока, временами заходя к дилеру, приходилось слышать один ответ: "Ждите, мы с вами свяжемся". "Пятерок" все не было. Как позже признались в салоне - заказы на эту модель уже не принимают, завод их не поставляет. Но можно заказать "семерку". Подумав, так и решил поступить.
Прошло полтора месяца. Наконец, раздался долгожданный звонок из автосалона: "Машина пришла, можете забирать". Скрывая волнение, проходя сквозь строй одинаковых, на первый взгляд машин, пытаюсь угадать какая из них моя. Удивительно, но это удалось - почувствовал, наверное. Дело за малым - оформить документы и можно уезжать. Как и предполагал сумма, с учетом скидки, составила порядка 150 000 рублей. В нее вошло дополнительное оборудование: антикор, подкрылки, установка музыки (магнитола и 4 динамика со "старушки"). Пришло время самому сесть за руль и отправиться путешествовать по знаменитым российским просторам. А "пятерки" по 99 тысяч так никто и не видел…