Сегодня в Киеве пройдет третье заседание российско-украинской межгосударственной комиссии во главе с президентами Медведевым и Януковичем.
Последний раз на таком уровне российская и украинская стороны собирались более двух лет назад. Тогда еще комиссию называли именами ее создателей - предыдущих президентов Путина и Ющенко. Однако за пять лет непростого соседства России и Украины комиссии удалось собраться всего дважды. Третья встреча в этом формате пришлась на потепление между Москвой и Киевом, а значит, может принести новые прорывы и проекты в отношениях двух стран.
Накануне визита в Киев президент Дмитрий Медведев дал интервью ряду украинских СМИ, обсудив перспективы развития российско-украинского сотрудничества. Российский лидер рассказал, что к заседанию готовится целый пакет документов, затрагивающий сферу производственной кооперации, энергетику, гуманитарные вопросы, межрегиональное сотрудничество. "Весь этот пакет сейчас находится в стадии окончательного согласования, и я надеюсь, что к моменту моего приезда мы уже выйдем на конкретные документы. Сейчас дочищаются последние нюансы", - сообщил глава государства.
Обсуждаются варианты кооперации в области авиастроения, где Россия и Украина имеют исторические связи. Сейчас изучается возможность сотрудничества по отдельным моделям самолетов. В частности, Ан-140 и Ан-148.
На Украине же до сих пор продолжаются жаркие дискуссии относительно предыдущих договоренностей Москвы и Киева по газу и продлению пребывания Черноморского флота в Севастополе. Многие здесь считают, что активизация сотрудничества двух стран ведет лишь к тому, что Москва втягивает Киев в зону своего геополитического влияния еще сильнее, тем самым отдаляя Украину от вступления в Евросоюз.
- Если говорить о наших отношениях годичной давности, то их не было, - возразил Дмитрий Медведев. - Какое там втягивание Украины куда-то? Отношений не было. Я посла отказался направлять в силу того, что отношения, по сути, были сведены к нулю. И деловые контакты замерзли.
Сейчас же, уверен российский лидер, вместе со своим коллегой Януковичем они всего лишь восстанавливают то, что было разрушено до них. "Это должно делаться исходя из наших национальных интересов - и российских, и украинских, - сообразуясь с нашими представлениями о том, чего мы хотим, на абсолютно прагматичной основе, но в то же время понимая, что между нашими странами существуют особые отношения, - пояснил Медведев. - Это отношения очень близких соседей, родственников, отношения, которые носят исторический характер".
И это никаким образом, уверен российский лидер, не может ничему помешать. Если украинский народ решит, что должен стремиться к Евросоюзу, - это его выбор. Другое дело, что стремиться надо туда, где хорошо и спокойно. "А сейчас нашим европейским коллегам еще нужно справиться с теми трудностями, которые они испытывают, включая вопросы еврозоны, неплатежеспособности целого ряда государств", - подчеркнул Медведев.
Что касается пребывания Черноморского флота в Севастополе, то это не столько геополитика, сколько вопросы гарантий безопасности самой Украины. "Сохранение присутствия нашей военно-морской базы - это как минимум сохранение того расклада, который образовался достаточно давно, и это гарантия от желания что-либо переделить в сфере европейской безопасности, - считает президент России. - Причем я в данном случае уже имею в виду эффект не только для Украины и Российской Федерации, а я говорю обо всей Европе. Именно поэтому, кстати сказать, на мой взгляд, на наше соглашение с Украиной о продлении срока пребывания Черноморской военно-морской базы в Севастополе была абсолютно спокойная реакция в Европе и в НАТО. Это мудро".
Еще не затихли на Украине эмоции относительно предыдущих соглашений, а Москва и Киев говорят о новых возможных шагах сотрудничества в газовой сфере. Например, объединить "Газпром" и "Нафтогаз Украины". Правда, в Киеве на такое согласны пойти только на равноправных началах, но не в качестве миноритария.
Дмитрий Медведев опережать события не стал, объяснив это, во-первых, тем, что с самим Януковичем идею не обсуждал, а во-вторых, такие предложения требуют прагматического подхода.
"Речь идет ведь сейчас не о том, чтобы взять и слить что-то воедино, потому что это будет достаточно сложно и для наших украинских партнеров, и вообще для работы, - отметил он. - Но если говорить о создании совместных каких-то проектов, совместных предприятий, где бы объединялись различные газовые и газотранспортные активы не путем прямого соединения, а путем объединения, допустим, отдельных звеньев, то, мне кажется, это вполне возможно, причем на взаимовыгодной основе и с учетом пожеланий сторон".
ФОТО - РИА Новости