Минпромторг начинает ограничивать выдачу разрешений на обмен старых авто на новые
В Ростовской области приостановлена выдача сертификатов автодилерам, у которых очередь из ожидающих обмена старых машин на новые более чем в три раза превышает количество выданных авто.
Таким образом, минпромторг РФ пытается перераспределить очередников между другими поставщиками машин и подстегнуть отечественный автопром. Но пока эти меры лишь отпугивают участников программы, которые еще только собираются сдавать в утиль своих "железных коней".
- У некоторых дилеров очередь образовалась на месяцы вперед, а реально проданных по программе утилизации машин совсем немного. Для них на сайте Минпромторга заблокирована выдача сертификатов, пока соотношение числа водителей, ждущих своей очереди со всеми необходимыми документами, к количеству уже проданных машин не станет меньше, чем 3 к 1, - рассказывает начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области Андрей Иванов. - У некоторых дилеров накопившийся отложенный спрос гораздо больше, чем успели продать реально, а ведь нужно помнить, что Минпромторг РФ постепенно ужесточает условия, и к 1 июля соотношение должно быть 1 к 1. Проблема в том, что автопром запаздывает с поставкой продукции.
Наибольшие очереди с самого начала программы по автоутилю образовались у дилеров АвтоВАЗа. Остальные производители, если и отмечают рост объемов продаж с начала программы, то больших проблем с очередями не видят. Приостановка выдачи сертификатов им не грозит. У них очередников не много.
- Нас запрет на выдачу сертификатов не коснулся, - сообщили в региональном представительстве УАЗа. - Кто хотел купить наши автомобили по программе сдачи автоутиля - спокойно покупает.
Аналогичная ситуация и у дилеров Ford, Renault, Chevrolet Niva. Ажиотажный спрос есть лишь на вазовскую "классику" и, по мнению Андрея Иванова, если сохранятся нынешние темпы поставок, все оставшееся до конца программы время, то есть до ноября 2010 года, продавать машины будут только под уже выданные сертификаты. Перехода желающих из "вазовской" очереди к другим моделям-участницам программы пока не отмечается.
- За два с лишним месяца по стране выдано более 120 тысяч утилизационных свидетельств, то есть почти две трети от всего запланированного объема. Очевидно, что Минпромторг РФ хочет снизить темп программы, взять паузу, сделать выводы по промежуточным итогам, оценить величину обеспеченного деньгами спроса, и внести коррективы, - рассуждает представитель еще одной компании-дилера. - Очевидно, что изменения в программе будут. Например, могут продлить сроки ее действия, хотя нам, продавцам не хотелось бы, чтобы она по времени совпала с традиционным для осени подъемом спроса на автомобили.
Впрочем, учитывать тут нужно не только интересы производителей и продавцов, но и покупателей, а им, как оказалось, попытка чиновников подхлестнуть производство, создала больше неудобств. Многие владельцы автохлама готовы отказаться от участия в программе.
- На "горячую линию" по программе утилизации после приостановки выдачи сертификатов стали поступать звонки с многочисленными жалобами от автовладельцев. Люди возмущаются, что теперь они даже в "виртуальную" очередь в автосалоне не могут встать, - рассказывает глава комитета защиты прав потребителей ЮФО Юрий Гусаков. - Большинство салонов дилеров расположены в Ростове и Таганроге, на юго-востоке Ростовской области. Представьте себе: автомобилист приехал из дальнего района, а ему в автосалоне не дают сертификата, то есть не ставят в очередь и когда поставят - неизвестно. Раз-другой приедет ни с чем, потратит время и деньги, да и махнет на все рукой.
"Мы не можем допустить ни одного случая, чтобы человек стал в очередь и не получил бы машину", - так прокомментировали в минпром торге введение ограничений для дилеров на выдачу разрешений по обмену старых авто на новые. Объяснив это приближением льготной программы утилизации к завершению.
В министерстве готовы даже дисквалифицировать дилеров, если те будут замечены в каких-либо махинациях либо ослушаются указаний. При таких жестких "квотах" отдельные дилеры вынуждены "держать оборону", отказывая все новым владельцам старых авто в выдаче сертификатов.
Напомним, всего в льготной программе "участвуют" 200 тысяч новых машин российской сборки. По состоянию на 18 мая 2010 года на 142 тысячи старых авто уже оформлены сертификаты. Всего этих документов, которые выдают дилеры гражданам для "отоваривания", осталось 58 тысяч 846 штук. И они продолжают "таять" с каждой минутой. При этом реальный срок поставки новых машин хозяевам - от двух до трех месяцев, в зависимости от марки и модели.
По прогнозам минпромторга, к середине лета эксперимент сойдет на нет. То есть как это ни горько, но на всех желающих новых машин со скидкой 50 тысяч рублей просто не хватит.
Что касается продления программы, то ответа на этот вопрос пока нет. В минпромторге подчеркивают, что это "всего лишь эксперимент", и цитируют слова премьер-министра: "Давайте подведем сначала его итоги". Одно из главных условий, при которых программа может быть продолжена: бюджетное финансирование. Заметим, сегодняшняя программа обходится в 11 миллиардов рублей.
Между тем в России насчитывается почти 15 миллионов легковых автомобилей старше 10 лет. И шанс обменять их в рамках альтернативных стимулирующих программ у россиян в перспективе все же появится. Для этого сейчас минпромторг готовит концепцию утилизации автомобилей. Что касается вопросов взаимоотношения дилеров и граждан в рамках уже действующей программы утилизации, то здесь реален пока один вариант. Поискать, предварительно созвонившись, другого дилера. Благо их более двух тысяч в 136 городах страны и 70 регионах России.
Кстати, многие депутаты Госдумы, равно как и многочисленные независимые эксперты, уже предлагают продлить эксперимент, либо его видоизменить.
Подготовила Татьяна Зыкова