В 2010 году на экраны выйдет самый ожидаемый фильм последнего десятилетия - "Хроники арканарской резни" Алексея Германа-старшего по роману братьев Стругацких.
Доволен ли работой режиссера писатель и кто такие Странники? Использовал ли Джеймс Камерон идеи российских фантастов в "Аватаре"? Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказал Борис Стругацкий.
Российская газета: Борис Натанович, ждете ли вы выхода на экран фильма Германа по роману "Трудно быть богом"? Советовался ли с вами режиссер, и если да, то по каким вопросам?
Борис Стругацкий: Я жду выхода картины с понятным нетерпением, но режиссер со мной ни по каким вопросам не советовался. Наверное, это к лучшему. Пока фильм получил рабочее название "Хроника арканарской резни". Оно мне не нравится, но я заранее знаю, что фильм получится замечательный и даже эпохальный.
РГ: Почти год назад на экраны вышел фильм "Обитаемый остров" по роману братьев Стругацких. Насколько современна история, рассказанная несколько десятилетий назад?
Стругацкий: Роман наш был написан о совсем других временах и совсем других государствах. Мне казалось, актуальность его давно "усохла", безвозвратно ушла в песок истории. Но нет! И государства, оказывается, те, и времена не столь уж отличаются, и восприятие осталось похожим. Правда, подтекст фильма, как мне показалось, улавливает лишь поколение 40-50-летних, читавших книгу, и тем не менее... Видимо, внутренняя потребность в этой теме (психотропная автократия, рабство, война, бунт) не исчерпала себя полностью. Времена не меняются, и мы не меняемся вместе с ними.
РГ: Нужны ли сейчас герои, подобные Максиму Каммереру?
Стругацкий: Это ведь классический герой сказки - бесконечно добрый, непобедимый, симпатичный и - недалекий. Вечный герой вечной сказки о Победителе Дракона. Только вот Дракон не тот, да и победа уж не та. Времена не меняются, а драконы - еще как!
РГ: В романах братьев Стругацких артефакты будущего были скорее антуражем, на первый план выходили отношения героев, их поиск себя, становление и развитие. Каким вы видите героя нашего времени и в фантастике, и в жизни?
Стругацкий: Так все-таки: герой нашего времени или герой фантастического мира? Это очень разные люди, хотя бы потому, что миры очень разные. Герой Мира Полудня - просто "хороший человек" сегодняшнего дня. А герои "Соляриса" или, тем более, "1984" - люди своего времени, порожденные именно этим временем и именно в этом времени "свои". А в реальной жизни героев и вовсе нет. Их назначают СМИ.
РГ: В современном кино на первый план выходят спецэффекты. С одной стороны, это дает фантастическим фильмам необходимую зрелищность, с другой - отвлекает от сюжета. Какой подход ближе вам? Нужно ли показывать зрителю тахоргов и ракопауков, чтобы он поверил в планету Пандора?
Стругацкий: Надо ли, чтобы он поверил в планету Пандора? Или все-таки следует поискать себе более серьезную творческую задачу? Например, чтобы зритель поверил бы наконец в окончательную победу Добра? Или - в способность человечества управлять своим будущим? Или - хотя бы научился отличать счастье от удовлетворения? Для решения такой задачи можно и тахоргов привлечь, и мертвяков с ракопауками - все в дело пойдет, никакая выдумка не пропадет зря, и необходимая зрелищность пополам с осмысленностью будет достигнута. Правда, возрастут ли при этом окупаемость и прибыльность... Не знаю. Не уверен. Но нельзя же требовать от продукта культуры, чтобы он был и носителем смысла, и предметом ширпотреба одновременно.
РГ: В СМИ много говорили о том, что Камерон в своем "Аватаре" использовал идею Мира Полудня. Вы согласны?
Стругацкий: Я не видел "Аватара", но не очень верю, что там использовались идеи или образы Мира Полудня. По-моему, это смотрелось бы и странно, и неестественно. Вся эта шумиха о плагиате, поднятая в Интернете, яйца выеденного не стоит и высосана из пальца с непонятной мне целью.
РГ: А как вы вообще относитесь к жанру фэнтези - мирам "меча и магии"? Сторонники говорят, что это своеобразный экскурс в историю, противники - что глупые сказки. К какому стану вы относите себя?
Стругацкий: Фэнтези - это современная авторская сказка. Вполне самостоятельный и серьезный жанр со своими блистательными образцами наподобие "Дракона" Шварца, или "Повелителя колец" Толкиена, или, скажем, "31 июля" Пристли. Это, вообще говоря, и не "своеобразный экскурс в историю", и не "глупые сказки", и не "литература меча и магии". Своеобразие фэнтези выразилось в той необычайной легкости, с которой книжка этого жанра превращается в пустое чтиво, эскапистский пустячок, только на то и годный, чтобы читатель мог нырнуть с головой в несуществующий мир несуществующих проблем и провести там часок в замечательном состоянии, когда интересно и ни о чем не надо думать. Таких читателей - миллионы, мир фэнтези для них - земля обетованная, они уходят туда как в сон, они там счастливы, и, будь их воля, они, может быть, вообще не возвращались бы в нашу реальность, где все слишком сложно, скучно, неодолимо... Такой подход к литературе мне лично кажется совершенно неприемлемым, меня от него тошнит, и я не переношу такого рода фэнтези, как не переношу наркотиков или алкоголя.
РГ: Расскажите, пожалуйста, наконец, кто такие Странники в ваших произведениях?!
Стругацкий: Почитайте роман "Волны гасят ветер". Там об этом сказано. Не напрямую, правда, но так, что можно догадаться: Странники - это конгломерат, союз, сверхцивилизация космических рас - многих рас, гуманоидных и совершенно не похожих на человека, но, естественно, обязательно разумных, сверхцивилизация, имеющая многотысячелетнюю историю, возникшая как продукт эволюции многих и многих цивилизаций вселенной. Каждая такая цивилизация на одном из этапов своей эволюции совершает скачок, порождая следующее "колено Разума" - генетически новое поколение, обладающее невиданными ранее свойствами вроде безаппаратной нуль-транспортировки, способное жить в космосе, как в доме, и уже готовое присоединиться к сверхцивилизации Странников, таких же всемогущих жителей вселенной. Земля породила "люденов" и таким образом внесла свой вклад в историю Странников. Такие дела.
РГ: Борис Натанович, очень прошу простить за банальность, но не могу не спросить: над чем вы сейчас работаете?
Стругацкий: Я никогда не рассказываю о своей работе и вам не советую - дурная примета.