Ограничение цен на лекарства ударит по карману уральских фармпроизводителей

Новые правила государственного регулирования цен на лекарственные препараты, призванные ограничить торговые надбавки аптечных сетей и сделать лекарства более доступными для потребителей, могут пагубно отразиться на конкурентоспособности отечественной фарминдустрии, если при этом не будут приняты меры государственной поддержки отрасли, считают уральские производители.

Экономная таблетка

Руководитель одного из ведущих российских предприятий - производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения Виталий Пшеничников рассказал анекдотичный случай: почувствовав в командировке недомогание, он обратился к врачу. Московский доктор прописал импортный препарат, посетовав, что отечественный аналог очень плохой. "Позвольте, - возмутился пациент из Кургана, - я сам выпускаю этот препарат - он отличного качества".

- России стоило бы перенять опыт некоторых государств, в которых запрещают закупать за границей препараты, в достаточном количестве выпускающиеся на родине, - считает Пшеничников. - Это положительно скажется на расходовании бюджетных средств и кошельке потребителя, ведь цены на препараты российского производства и зарубежные аналоги отличаются в разы.

Например, ежегодно в России в среднем реализуется 9,9 миллиона упаковок популярного препарата для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Экономия только на одном этом лекарстве, по подсчетам производителей, может составить 154 миллиона рублей в год.

Александр Петров, глава медицинского холдинга из Свердловской области, где наладили выпуск препарата, жизненно необходимого больным сахарным диабетом, также говорит об отсутствии государственного протекционизма для российских производителей. Более того, есть регионы, власти которых фактически негласно "закрыли границы" для отечественного инсулина.

Расчет аптекаря

По сути, на стороне зарубежных производителей могут выступить и владельцы российских аптечных сетей, которым реализация дешевых пилюль невыгодна.

Напомним, в целях государственного регулирования цен на лекарственные препараты тарифные органы регионов в начале 2010 года утвердили предельные оптовые и розничные надбавки, и процесс формирования цен достаточно жестко контролируется. К примеру, в Свердловской области наценка на препараты стоимостью до 50 рублей не может превышать 36 процентов от цены производителя. Если стоимость лекарства составляет от 50 до 500 рублей, предельные надбавки должны быть не выше 27 процентов, для наиболее дорогостоящих - 23 процентов. До этого надбавки были больше, дифференцировались по другому принципу, и конечная стоимость лекарственных средств в розничной торговле могла составлять 140-180 процентов от цены производителя.

Особенно жестко ограничены надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). В Курганской области наценка на препараты, относящиеся к этой категории, стоимостью до 50 рублей включительно составляет 18 процентов, предельные розничные надбавки - 38 процентов.

По мнению Виталия Пшеничникова, в условиях свободного рынка при таком подходе российский производитель становится неинтересен компаниям-дистрибьюторам и аптекам. Например, средняя цена на ряд ЖНВЛС на курганском предприятии в 2009 году составляла около 10 рублей за упаковку, без учета НДС. Аналоги зарубежного производства - 100 рублей и дороже. Неудивительно, что импортные препараты занимают порядка 80 процентов российского фармрынка - в денежном выражении. Тогда как в физическом объеме доля российских предприятий значительно больше.

Понятна настороженность, с которой уральские фармацевтические предприятия отнеслись к введенным ограничениям: они опасаются, что такие меры заставят оптовиков в ряде случаев отказаться от закупки недорогих отечественных препаратов в пользу импортных. Ведь 23 процента от 500 рублей значительно привлекательней, чем 36 процентов от 50 целковых.

В конце концов, прогнозируют производители, результат начинания, направленного на защиту интересов потребителей, будет обратным: начнется вымывание дешевого ассортимента, цены в аптеках повысятся. То же самое может произойти и на тендерах, которые проводятся для закупки лекарств для больниц.

Энергия в таблетке

Но гораздо серьезнее на финансовом благополучии фармацевтической промышленности может отразиться введение предельных отпускных цен производителя на ЖНВЛС. Согласно методике, утвержденной в декабре прошлого года совместным приказом Минздравсоцразвития и Федеральной службы по тарифам РФ, они рассчитываются один раз в год на основании ожидаемого уровня инфляции и средневзвешенной фактической отпускной цены производителя за предшествующее полугодие. Однако прогноз инфляции не всегда может учесть объективное повышение цены на медицинские препараты (повышение тарифов естественных монополий, транспортных расходов, арендных платежей, стоимость компонентов и тому подобное). При этом для иностранных производителей такое ограничение не предусмотрено.

Руководитель курганского фармпредприятия приводит показательные цифры: по официальным данным, в 2009 году уровень инфляции в России составил 8,8 процента; тарифы на газ в январе 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 12,4, а на электроэнергию - на 30,4 процента; стоимость сырья и материалов в начале года увеличилась более чем на четыре процента. Произошло также значительное удорожание части импортных субстанций, которые полностью исключены из сферы госрегулирования. При этом инфляционный коэффициент, который в соответствии с методикой может учитываться при перерегистрации предельной отпускной цены Росздравнадзором, на 2010 год не установлен. При таком раскладе специалисты курганского предприятия прогнозируют, что продажи у них снизятся как минимум на 300 миллионов рублей.

В министерстве промышленности и науки Свердловской области также считают, что такого рода ограничения ударят прежде всего по производителям, особенно по тем предприятиям, в номенклатуре которых доля ЖНВЛС составляет 50-70 процентов. Так, на Среднем Урале есть два предприятия - в Екатеринбурге и в Ирбите, для которых производство таких препаратов является одним из основных источников прибыли.

По мнению Виталия Пшеничникова, для поддержки российских производителей за базу для расчетов предельных отпускных цен на ЖНВЛС правильнее было бы взять средневзвешенную цену рынка с учетом цен на импортные аналоги. В этом случае российские производители смогут конкурировать с иностранными. Свои предложения руководитель фармпредприятия высказал депутатам Курганской облдумы. Там обещали ситуацию изучить и при необходимости выйти с законодательной инициативой в Госдуму.

Минпромнауки Свердловской области также намерено совместно с региональными производителями фармацевтической продукции детально проработать вопросы, которые возникнут в ходе практической реализации новых правил и методик. По итогам анализа предложений бизнеса будет подготовлено обращение в правительство РФ.

Компетентно

Екатерина Иванова, главный специалист отдела химической и легкой промышленности министерства промышленности и науки Свердловской области:

- В Свердловской области на региональном уровне с 2001 года действуют программы поддержки региональных фармпроизводителей, реализуется постановление "Об основных направлениях инвестиционной деятельности в сфере производства и освоения новых видов лекарственных средств в организациях Свердловской области на 2007-2010 годы". Сейчас в этой программе участвуют восемь научно-исследовательских институтов и 13 организаций фармацевтического производства. Только в 2009 году в отрасль инвестировано 420,7 миллиона рублей, из них порядка 20 миллионов выделил областной бюджет, 54 миллиона - федеральный. Средства пошли на модернизацию оборудования в соответствии с новейшими европейскими требованиями, развитие импортозамещающих производств, разработку новых препаратов и внедрение линий по производству новых лекарственных средств.