Уральские бизнесмены и экономисты готовы к переговорам о социальной ответственности

Какие формы социальной ответственности бизнеса нужны сегодня? Почему у компаний есть средства на благотворительность, но нет на модернизацию? В Екатеринбурге на базе экономического университета создается первая площадка, где экономисты-теоретики и руководители-практики будут сообща искать ответы на эти вопросы.

Одна из главных проблем: социальная ответственность - по-прежнему удел узкого слоя бизнес-элиты. По мнению ученых-экономистов, это лишний раз доказывает, что бизнесу пора изменить подходы к затратам на различные формы КСО.

- Крупные российские компании, выходя на мировой рынок, встали перед необходимостью соблюдать западные стандарты корпоративной социальной ответственности, - говорит профессор УрГЭУ Ирина Ткаченко. - Но речь идет всего о двух-трех десятках компаний в России. Какие уж там кодексы СО, если даже коллективные договоры заключаются далеко не везде, а на некоторых предприятиях нет элементарных условий труда.

В то же время компании вынуждены считаться и с российской спецификой. Наличие у бизнеса "непрофильных активов" типа детских садов и домов культуры на Западе не приветствуется. У нас же содержание социальной инфраструктуры для крупных холдингов, а особенно градообразующих предприятий - едва ли не обязательно.

- В нашей стране пока не выработаны национальные стандарты корпоративной социальной ответственности, учитывающие опыт и специфику развития отечественного бизнеса. Приверженность идеям КСО особенно актуальна для крупного бизнеса, для публичных компаний, акции которых обращаются на финансовых рынках. Таким предприятиям необходим системный подход к реализации принципов корпоративной ответственности, - считает Дмитрий Самойлов, заместитель генерального директора ОАО "Уралсвязьинформ".

Важно, чтобы социальный заказ не превратился в банальную показуху, считает директор Центра деловых коммуникаций УрГЭУ Анна Полякова:

- Классическая "пирамида" КСО состоит из трех частей: экономическая ответственность, правовая и социальная. У нас экономическая часть "проседает": налоги не платим, деньги в оффшоры выводим. Зато на благотворительные цели миллионы отдаем. Мы недавно проводили опрос на тему: "Что такое КСО?" Большинство ответило: "Благотворительность". Потому что эту часть деятельности видят все. Связано это и с тем, что власти периодически обращаются с просьбами проспонсировать строительство очередной "аллеи славы". Выходит, что компании начинают заниматься благотворительностью, не обновив основные фонды. Такой подход к КСО экономически эффективным не назовешь.

С одной стороны, в России принято ориентироваться на западные стандарты КСО, с другой - нет механизма выражения воли общества. За рубежом эту роль выполняют профсоюзы и некоммерческие организации. У нас в диалоге на тему ответственности пока два активных участника: власть и бизнес.

Сейчас, когда цены на сырье стабилизировались, можно говорить о новом витке социального партнерства крупных холдингов и региональных властей. Свердловская область, к примеру, на днях заключила годовые соглашения о сотрудничестве с двумя крупными промышленными группами. Компании обязуются поддерживать здравоохранение и другие социальные сферы, ну а власти обещают создать предприятиям режим наибольшего благоприятствования.

С недавних пор проблематику социальной ответственности начали поднимать вузы. В конце июня в рамках Евразийского экономического форума молодежи представители высшей школы России и стран СНГ встретятся с руководителями крупного бизнеса. Программа-минимум - определиться с понятийным аппаратом, максимум - выработать новые управленческие механизмы, чтобы социальная ответственность была экономически эффективной. Анна Полякова в рамках форума руководит направлением "Деловая Евразия" и готовит предстоящую дискуссию.

- Многие компании понимают, что могут выбиться в лидеры на волне следующего экономического подъема, - говорит она. - Но лидерство - это бремя. Нужно отвечать запросам, ожиданиям стейкхолдеров (инвесторов, сотрудников, партнеров и т. д.), выполнять репутационные обязательства. Будущий рост компании нужно тщательно просчитывать. Социальная нагрузка не должна утопить бизнес. Мы пытаемся в своих научных работах предложить новые модели построения бизнеса. Хотим организовать диалог практиков и тех, кто скоро вольется в их ряды. Для достижения результатов нужна заинтересованность не только научного сообщества, но и самих предпринимателей, а также власти.

Комментарий

Владимир Белоглазов, директор по общим вопросам ООО "УГМК-Холдинг":

- В России понятие социальной ответственности бизнеса даже несколько шире, чем на Западе. Если в других странах корпоративная социальная ответственность предполагает, что социальные или гуманитарные проекты так или иначе связаны с основным бизнесом компании и находятся в русле решения вполне определенных экономических задач, то российским предприятиям приходится решать гораздо более широкий круг социальных вопросов. И на это есть объективные причины. Например, металлургическая отрасль исторически развивалась по принципу "городов-заводов", или, как сейчас принято говорить, моногородов. Поэтому вполне естественно, что градообразующее предприятие, если оно действительно думает о перспективе, о своем дальнейшем развитии, не может оставаться в стороне от решения социальных вопросов территории. Не стоит сбрасывать со счетов и менталитет большинства работников нашей отрасли, сформировавшийся еще с советских времен, когда помимо собственно зарплаты сотрудник привык получать от работодателя определенный набор социальных благ. С этим фактором также нужно считаться при формировании социальной политики предприятия.