Cостоявшийся в Финансовой академии при правительстве РФ "круглый стол" на тему "10 лет строительства Союзного государства: перспективы единого экономического пространства и Таможенного союза" высветил основные достижения и проблемы в контексте созидания межгосударственной экономики союзных стран. В том числе в рамках Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана.
В своем выступлении на этом форуме Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин отметил, что "многие предприятия в обеих странах, что называется, вернулись к жизни благодаря как союзным программам, так и восстановлению кооперационных связей между предприятиями-партнерами. Особенно наглядно это проявляется при реализации союзной программы по двигателестроению, которая восстановила не только производственные циклы на многих предприятиях этой отрасли, но и российско-белорусские связи по всей научно-технологической "цепочке" в сфере двигателестроения. А это еще и многие тысячи стабильных рабочих мест, а также индустриализация экспорта России и Беларуси. Аналогичными преимуществами обладают другие союзные программы". По мнению П. Бородина, "именно союзно-кооперационное взаимодействие - главный фактор формирования единого таможенно-экономического пространства в Союзном государстве, и этот опыт востребован в рамках Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана".
Госсекретарь обратил особое внимание на необходимость ускоренного развития российско-белорусской транспортной и логистической инфраструктуры "ввиду ее евроазиатского характера, ибо наблюдается все больший уровень востребованности транзитных артерий РФ и Беларуси как европейскими, так и азиатскими странами". Причем развитие такой инфраструктуры, по словам П. Бородина, "обусловлено также ростом количества российских регионов, в том числе весьма отдаленных, налаживающих взаимовыгодную торговлю с Беларусью".
Схожие оценки были высказаны другими участниками форума. Так, по мнению эксперта Института экономики РАН кандидата экономических наук Дарьи Ушкаловой, "Таможенный союз есть не что иное, как классическое межгосударственное объединение на основе взаимных экономических интересов и параллельно закономерный процесс расширения интеграции Беларуси и России. В этой связи дальнейшее развитие Таможенного союза будет основываться прежде всего на белорусско-российских отношениях - хотя бы потому, что степень интеграции между Беларусью и Россией более высокая, чем между Беларусью и Казахстаном, и Россией и Казахстаном".
Точка зрения Леонида Вардомского, доктора экономических наук РАН, такова: "Именно Союзное государство создало необходимые, базовые условия для развития экономической интеграции России, Беларуси и Казахстана в Таможенный союз. Союзным государством немало сделано для интеграции и в социальной сфере, у него есть перспективы для интеграционных проектов в научной и образовательной сферах".
Многими участниками "круглого стола" было отмечено, что, поскольку инновационное развитие экономики объявлено долгосрочным приоритетом как в Беларуси, так и в России, необходимо приступить к разработке концепции формирования единого научно-образовательного пространства Союзного государства. В этом контексте Институтом экономики НАН Беларуси предлагается проработать варианты создания научно-образовательных структур в форме стратегических альянсов (по примеру индустриально развитых стран, в том числе восточноазиатских государств). Они могли бы стать базой для инновационной кооперации и, что называется, заложить фундамент для создания российско-белорусских и в рамках Таможенного союза - россйско-белорусско-казахстанских инновационных корпораций.
Эту позицию дополняет точка зрения Петра Никитенко, директора Института экономики НАН Беларуси, согласно которой совместная научная работа в сфере экономики и технологий должна быть также нацелена на обеспечение большей конкурентоспособности экономик РФ и Беларуси, как и союзной экономики в целом, на международном рынке товаров и услуг.