Четверть века назад в СССР с указа Верховного Совета об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения началась масштабная антиалкогольная кампания. Сейчас в России готовится новый поход против зеленого змия. Уже появился целый ряд законопроектов, инициированных разными ведомствами. Их заявляемая цель - навести порядок на рынке алкоголя.
Эксперты установили, что в прошлом году в стране в пересчете на чистый спирт крепкие напитки составили 57 процентов продаж, а пиво - 30 процентов. Остальная доля пришлась на виноградное вино, шампанское.
Среднедушевое потребление составляет чуть больше 11 литров чистого спирта в год, подсчитал Юрий Шорин, начальник информационной службы одной из структур "Московского комбината шампанских вин".
По оценкам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в стране беспробудно пьют около 3 млн россиян. То есть менее 2 процентов общего населения. Для сравнения - в Германии этот показатель составляет 2,5 млн человек, или 3 процента всех немцев.
Однако столь радужные цифры - это скорее статистическая ошибка. С одной стороны, количество алкоголиков нельзя точно подсчитать из-за неразвитости служб наркологической помощи и их статуса в общественном сознании. С другой стороны, значительный объем теневого производства ликероводочных изделий (40-50% ) не дает возможности точно оценить потребление чистого алкоголя на душу населения.
Поправки к N 171-ФЗ "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", разработанные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, как раз и должны были навести порядок на алкогольном рынке, выведя его из тени, но на деле они лишь расчищают дорогу производителям "крепкого". Инициатива выглядит так, пишут СМИ, "будто кто-то хочет переориентировать народ с пива на что-то более крепкое".
Главная цель поправок - приравнять всю продукцию крепостью более 1,5 процента к крепким алкогольным напиткам. Как следствие - производителям и продавцам пива придется получить соответствующие лицензии. Кроме того, законопроект также запрещает продажу пива крепче 5 процентов в нестационарных торговых точках, а продукция слабее 7 процентов должна продаваться в таре объемом не больше 0,33 л. По данным "Бизнес Аналитики", во втором полугодии 2009 года в таких бутылках продавался только 1 процент произведенного в России пива. При этом 49 процентов продаж приходится на ПЭТ-тару объемом 1,5 л и больше.
Авторы законопроекта в пояснительной записке утверждают, что "ограничение объемов потребительской тары для слабоалкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, будет способствовать снижению разовой дозы потребления этой продукции".Независимые эксперты не согласны. "Мы рискуем получить обратный результат, - говорит президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. - Выпивать станут больше, потому что из маленьких бутылок пьется быстрее". Зато "получение новых разрешительных документов, установка оборудования для наклеивания акцизных марок, спиртовых счетчиков, закупка новых линий розлива обойдется отечественному пивоварению в сотни миллионов долларов, - комментирует эксперт. - Это приговор для малых и средних предприятий. А тем, кто покрупнее, чтобы выжить, придется поднять цены на свою продукцию. Пиво станет дороже, у нас уже сейчас стоимость одной бутылки недорогой водки равна трем бутылкам пива. Если пиво и дальше будет дорожать, люди просто станут пить больше водки".
Вряд ли сокращению потребления будет способствовать и производство "ерша" - новый законопроект фактически легализует выпуск напитков на основе пива с добавлением спирта. Причем авторы инициативы забыли регламентировать и объем пива, и максимальный процент этилового спирта в них. Представители пивоваренной отрасли называют эту лазейку удобным для производителей крепкого алкоголя способом обойти ЕГАИС и сократить акцизные отчисления, добавив мизерное количество "пенного", к примеру, в водку. К слову, сейчас водочники и так не доплачивают в бюджет десятки млрд рублей в год.