Если "Школа" завершает круг своего бытия в эфире, то "Справедливость" только-только разогналась. Я оба эти проекта ставлю рядом, поскольку они мне представляются не только заметными подробностями нынешнего телесезона, но и резонансными событиями текущей и текучей общественной жизни.
Чужая колея
Об уроках "Школы", последний звонок в которой прозвучит на этой неделе, поговорим в следующий вторник. Пока бросим вскользь взгляд на частности. Оля Будилова уходит из дома. Илья потерял мать. И никто ему больше не нужен. Девочка, которую тянули на медаль, плюнула в душу своей матери и нахватала двоек. Учителя - тоже люди. Не все. Один из них - убежденный ксенофоб. Родители по большей части своим детям - как неродные. Жизнь - то блуд, то абсурд. Девочки - уже не девочки. Мужчины 9-го "а" все еще - мальчики. Самая радикальная героиня Аня Носова впала в эмоциональную кому. И никто не может ее оттуда вытащить... Все друг друга не понимают, но все (или почти все) жаждут, если не счастья, то справедливости.
...Со справедливостью и вправду самые большие проблемы в нашей стране. К ней взывали энтэвэшники в программе "Страна господ". Андрей Лошак сделал жесткий сюжет, в котором выставил убедительный счет отечественному предпринимательству.
Счет - всем сразу, а отвечать в эфире пришлось отдельным ни в чем не повинным, но преуспевшим в бизнесе личностям. И тяжелая телега спора меж богатыми "господами" и бедными "рабами" свалилась в заезженную классовую колею.
А рядом пролегает другая, хорошо нам знакомая борозда - этническая. Чуть углубишь ее - и завязнешь в липкой жиже национал-патриотизма... Хотя многим она кажется хорошо укатанной, плотно утрамбованной благими намерениями дорогой в светлое будущее...
Если бы все эти пути-дороги классовых и националистических сражений мы (или наши соседи по коммунальной Европе) не проходили, можно было бы о чем-то спорить... А так, одна присказка: "Делиться надо!" И как альтернатива: "Назад, в СССР!"
Если какому из такого рода шоу пока удавалось в борьбе за справедливость не сбиваться с правовой дороги, так это "Справедливости" Андрея Макарова.
Другой коленкор
Андрей Макаров на поприще телеведущего - открытие нынешнего сезона. Конечно, его не надо сравнивать ни с одним из Малаховых, ни с Шевченко, ни с Гордоном, ни тем более с новоявленной и свободомыслящей блондинкой в шоколаде.
Его не сравнишь и с Павлом Астаховым, тоже известным юристом и общественным деятелем, имеющим свою авторскую программу на том же РЕН ТВ. Астахову проще: он - просветитель, он - на кафедре. Он в роли судьи. У Макарова в программе несколько ролей. То - следователь, то - прокурор, то - адвокат, то, наконец, - судья. В иных случаях - третейский судья...
С Дмитрием Быковым ("Кар тина маслом" - 5-й канал) его сближает способность обоих быстро реагировать на те или иные повороты дискуссий. Вместе с тем очевидно, что они работают по четко расписанной канве шоу. Это нормальное сочетание - жесткий каркас драматургии и свобода реакций внутри него - известное со времен итальянской комедии дель арте.
И Быков, и Макаров, оба от начала до конца, контролируют ход дискуссии. Просто последнему это делать сложнее в силу социальной остроты той проблематики, что обсуждается у него в студии. Одно дело судить да рядить по поводу фильмов, пускай и злободневных. Другое - вникать в ситуации крайне болезненные, затрагивающие такие области человеческого общежития, которые при малейшем вторжении в них вызывают острую ответную реакцию. Как, например, в случае разговора об алкозависимости человека.
Или: история с Грабовым, которого по суду посадили. Теперь по суду - освободили. Передача вышла в эфир, еще до выхода лже-Иисуса из тюремной камеры.
...Человеческое общежитие предполагает некоторый зазор между Законом и Справедливостью. Просто у нас он довольно велик в силу исторических причин и неустойчивости правовых норм. Шоу Андрея Макарова помогает наглядно выявить вилку в конкретных делах. Заключительный вердикт Макарова: осужденный шарлатан виновен и не подлежит освобождению, пока он не раскаялся. А он не раскаялся. А его взяли да выпустили. А он взял да и скрылся в неведомом направлении и с двусмысленным заданием: то ли диагностировать авиапром, то ли искать погибших в "Распадской" шахтеров с последующим их оживлением.
Таинственность, с которой освобождение было обставлено, свидетельствует: Грабовой - темный человек, и дело его - темное. И "дело" его как раз и провалилось в щель между Законом и Справедливостью.
Туда только загляни - там столько всего и всякого можно обнаружить...
Рыцари сомнительных образов
К Андрею Макарову за справедливостью могла бы обратиться тележурналистка Ольга Бакушинская, которая на другом канале в своей авторской программе борется за справедливое отношение к другим людям.
Но не далее как неделю назад в эфире "Гордон Кихота" известный кинематографист, называющий себя аристократом, публично ее оскорбил. История получила продолжение на другом канале. Коллеги Бакушинской сделали сюжет и разместили его в рамках программы "В центре событий".
О последнем фильме господина Михалкова можно спорить, можно сомневаться в его достоинствах, можно считать его однозначно "великим", но стилистику его общения с оппонентами очень трудно неоднозначно оценить.
Личное оскорбление человека, вызывающего по какой-либо причине раздражение, - это привычная норма для председателя СК. Только что в Канне на пресс-конференции он тоже отличился. На острый вопрос журналистки ответил не менее остро: "Вас видели, как вы голой торговали пирожками в отеле "Карлтон". А год назад он так же весело сразил журналиста Минкина: "Почему у вас ширинка расстегнута?"
Никто его никогда не останавливает. Впрочем, кто на это способен на нашем ТВ? Гордон в той памятной программе с Михалковым сам отличился по части оскорбительных выражений в адрес членов расколотого киносообщества. Как он их только не обзывал - тараканами, пауками, скорпионами и т.д.
Коллеги Бакушинской, завершая сюжет, выразили надежду, что Никита Сергеевич все-таки найдет в себе мужество извиниться перед женщиной. Хотя бы из самоуважения к самому себе.
Было бы славно, если бы и господин Гордон это бы сделал. Хотя бы из уважения к воплощаемой им роли Дон Кихота, который, как известно, был рыцарем печального, а не хамского образа.
***
На минувшей неделе было много топ-соревнований. Обиден был проигрыш хоккеистов. Мы его можем счесть несправедливым. Слишком часто шайба не хотела влетать в ворота чехов. И все эти удачи казались делом случая. Но чем хорош спорт, так это тем, что дело справедливости - в руках и в ногах тех, кто играет. Бывают исключения, но редко.