21 мая правительствам России, Белоруссии и Казахстана не удалось подписать основные документы, позволяющие ввести в действие единый Таможенный кодекс Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана. Руководители стран-участников ТС взяли двухнедельный тайм-аут. Между тем в рамках интеграционных проектов этих стран предусматривается создание общего инвестиционно-экономического, точнее - предпринимательского пространства для малого и среднего бизнеса тех же государств. А единые таможенные нормативы и предписания, в свою очередь, не только формируют такое пространство, но и существенно облегчают реализацию опять же согласованной межгосударственной политики по стимулированию малого и среднего предпринимательства.
Эти вопросы обсуждались на состоявшемся 18 мая в Москве Втором ежегодном российско-казахстанском форуме "Развитие малого и среднего бизнеса". Представители Казахстана на этой конференции - председатель Национальной экономической палаты Казахстана Азат Перуашев и председатель правления национального казахстанского фонда развития предпринимательства "ДАМУ" Булат Мукушев - встретились с обозревателем "РБГ" и ответили на вопросы, интересующие наше издание.
Но сперва отметим, что, по последним оценкам региональных экономических комиссий ООН (март-май 2010 г.), наиболее эффективно реализуются госпрограммы по поддер жке малого и среднего бизнеса среди стран СНГ в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии и Азербайджане. Основной критерий эффективности таких программ, согласно экономической терминологии, - капитало- или фондоотдача. В данном случае это объем прироста продукции/услуг в расчете на условную единицу денег, вложенных государством в рамках поддержки малого и среднего бизнеса.
Такие оценки предметно перекликаются с позицией Казахстана в индексе Doing Business Всемирного банка (ВБ), характеризующем степень экономической эффективности бизнес-деятельности в какой-либо стране. Если в 2007 году Казахстан получил оценку 80, то в 2010-м - 63. Заметим, что для вхождения в группу государств с максимально благоприятным бизнес-климатом страна должна получить ВБ-индекс в диапазоне от 1 до 5 включительно. Из стран СНГ наиболее близки к этой группе государств Казахстан, Узбекистан и Беларусь.
Что касается Казахстана, там действует долгосрочная госпрограмма по поддержке малого и среднего бизнеса, предусматривающая, в частности, льготные ставки по кредитам, меры по стимулированию производственного предпринимательства, корректировку форм прямой и косвенной помощи бизнесу в зависимости от социально-экономических тенденций в регионе, отрасли, природно-географических условий.
Особенностью казахстанской государственной политики по стимулированию предпринимательства является и то, что, например, использование средств государственной поддержки в этой сфере жестко контролируется Национальной экономической палатой, фондом "ДАМУ" и считаными профильными госструктурами. В тех же рамках отслеживается динамика расходования этих средств и их реальная отдача по конкретным проектам, программам, предприятиям, регионам.
Итак, наш вопрос Булату Мукушеву:
- Что вы можете сказать о главных направлениях политики казахстанского государства по поддержке малого и среднего бизнеса? В какой мере повлияет на эту политику создание Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана?
- Государство постоянно увеличивает финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства. Только за последние два года объем такой поддержки составил $ 3 млрд. Получателями этой помощи стали примерно 9 тысяч субъектов предпринимательства. Причем эти средства в виде госкредитов предоставляются едва ли не на самых льготных условиях в СНГ: 8 - 12,5% годовых под конкретные программы или проекты, гарантирующие рост выпуска продукции или больший объем предоставляемых услуг и соответственно рост занятости населения. Такая линия реализуется в рамках долгосрочной государственной стратегии постоянного роста вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны и в расширение ее экспортных возможностей.
Что касается Таможенного союза (ТС), речь идет и о формировании общего предпринимательского пространства в рамках ТС. Но сегодня требуется более широкий уровень взаимной информированности о возможностях и проблемах предпринимательства в странах-членах, об особенностях национальной политики в этой сфере. Потому что создание общего, причем дееспособного предпринимательского пространства - пожалуй, более сложная задача и по своей сути, и по времени ее решения, чем согласование общих правил перемещения товаров.
На следующий вопрос "РБГ" ответил Азат Перуашев, председатель Национальной экономической палаты Казахстана:
- Какие меры господдержки малого и среднего бизнеса оказываются наиболее эффективными в условиях Казахстана?
- В текущем году были опрошены 10 000 респондентов из среды малого и среднего предпринимательства по всему Казахстану насчет эффективности конкретных мер господдержки. Выяснилось, что примерно в 80% ответов отмечена важность финансово-кредитной поддержки и налоговых льгот для "начинающих" предпринимателей. А эти направления - основные в государственной политике в сфере предпринимательства. И в подавляющем большинстве ответов эта политика в целом признана эффективной.